ЛЕСГАФТ Пётр францевич

[21.9(3.10). 1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира, похоронен в Петербурге], педагог, анатом и врач, один из основоположников шк. гигиены и врачебно-пед. контроля в физич. воспитании, д-р мед.ицины (1865), дер хирургии (1868). По окончании Петерб. медико-хирургич. академии (1861) занимался медициной у анатома В. Л. Грубера. С 1868 проф., зав. кафедрой физиол. (нормальной) анатомии Казанского ун-та. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации ун-та был уволен без права заниматься пед. деятельностью. Вернувшись в Петербург, вёл науч. работу; в 1872—74 руководил кружком женщин, допущенных к занятиям в Медико-хирургич. академии. Получив разрешение на пед. деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении воен.-уч. заведений (до 1886), где занимался вопросами физич. воспитания. В этот период сформировалась его оригинальная концепция физич. образования, к-рая на практике проверялась во 2-й Петерб. воен. гимназии. В 1877—82 Л. руководил организованными им при гимназии уч.-гимнастич. курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886—97 Л. читал лекции по анатомии на естеств. ф-те Петерб. ун-та и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 принимал активное участие в работе Петерб. об-ва содействия физич. развитию; организовывал дет. площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В 1893 на средства своего ученика И. М. Сибиря-кова Л. открыл Биол. лабораторию, при к-рой был организован музей; выходил печатный орган «Известия» (под ред. Л. в 1896—1910 вышло 10 тт., по 4 вып. в томе). В 1896 Л. добился открытия при Биол. лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физич. образования, одно из наиб. демократичных уч. заведений России: принимались лица любой национальности, обществ. положения, вероисповедания. Рев. настроения, царившие в среде воспитанниц, стали причиной закрытия Курсов пр-вом в янв. 1905. В 1901—02 за организацию письменного протеста 99 обществ. деятелей против расправы над студентами — участниками антиправительств, демонстрации на Казанской площади — Л. был выслан из Петербурга. В дни Революции 1905—07 в доме Л. помещался Исполнит, к-т Петерб. совета рабочих депутатов. В 1905/06 уч. г. в помещении быв. Курсов Л. открыл Вольную высш. школу и при ней вечерние курсы для рабочих (закрыты пр-вом в 1907, нелегально существовали до 1912).

Л., продолжая традиции демокр. педагогики 1860-х гг., активно выступал за развитие нар. образования в России, многое сделал для организации жен. образования.

В основу теоретич. педагогики Л. ставил антропологич. принцип, целью к-рого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности. При этом он ошибочно утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Л. считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образоват. теории Л. — единство физич. и умственного развития человека. В соответствии с концепциями единства и целостности всех проявлений организма, связи нервно-мышечной деятельности и внутр. органов с психич. проявлениями Л. рассматривал систему направленных упражнений как средство не только физич., но и умственного, нравств. и эстетич. воспитания. Основой физич. развития Л. считал естеств. движения, соответствующие особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству формирования характера ребёнка.

Используя непосредств. наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практич. значение для родителей и воспитателей. При описании шк. типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) Л. выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Он считал, что наследственным является лишь темперамент, формирующийся тип поведения зависит от влияния среды, а характер — от активности и волевых проявлений самого ребёнка.

Л. критически относился к фребелев-ским дет. садам, осуждал однообразие занятий, подавляющее самостоятельность и творческие проявления детей. Он противопоставлял им свою программу семейного воспитания, в к-рой гл. место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физич. упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактич. значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Методы обучения, по Л., должны прежде всего исключать механич. работу, стимулировать развитие мысли учащихся, возбуждать его сознат. деятельность, открывать простор для умственных проявлений и, усиливая эти проявления последоват. постановкой новых задач, культивировать познават. . способности ребёнка. Л. подчёркивал важное значение отвлечённого науч. понятия в познават. деятельности учащихся и указывал на опасность переоценки наглядности в обучении.

После Окт. революции науч. наследство Л. творчески использовалось сов. школой и педагогикой. В 1918 на базе Биол. лаборатории был создан Естеств.-науч. ин-т им. Л., а в 1919 на базе Лес-гафтовских курсов — Гос. ин-т физич. образования им. Л. (ныне Ин-т физич. культуры им. Л.).

С о ч.: Собр. пед. соч., т. 1—5, М., 1951 — 1954; Избр. пед. соч., т. 1—2, М., 1951—52; Избр. пед. соч., М. 1988.

Лит.: Памяти П. Ф. Лесгафта. Сб. ст., под ред. Е. Н. Медынского, М., 1947; III а х— в с p д о в Г. Г., П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и науч.-пед. деятельности, Л., 1950; Экономов Л., Страстный учитель. Повествование о П. Ф. Лесгафте, М., 1969 (лит.); III а б у и и и А. В., П. Ф. Лесгафт, М., 1982.

С. Ф. Егоров.

 

Просмотров: 943
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Второе значение образования как результата
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
  • ДОМ РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА
  • ДОМА РЕБЁНКА
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • ЛЕСГАФТ Пётр Францевич (1837-1909)
  • Нарушения поведения ребёнка
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОТОБРАНИЕ РЕБЁНКА
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА ЕДИНОВРЕМЕННОЕ
  • ПОХИЩЕНИЕ РЕБЁНКА
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • Приёмного ребёнка фантазия
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Синдром битого ребёнка
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Содержание образования и воспитания
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь