ЛЕСГАФТ Пётр Францевич (1837-1909)

— педагог, анатом и врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании, д-р медицины (1865), д-р хирургии (1868). С 1868 профессор, зав. кафедрой физиологической (нормальной) анатомии Казанского университета. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации университета был уволен без права заниматься педагогической деятельностью. Получив разрешение на педагогическую деятельность (1874), Л. работал в Гл. управлении военно-учебных заведений (до 1886), где занимался вопросами физического воспитания. В 1877-82 руководил организованными им при 2-й Петербургской военной гимназии учебно-гимнастическими курсами. В 1881 по инициативе Л. были открыты 6-месячные курсы преподавателей гимнастики и фехтования в войсковых частях. В 1886-97 Л. читал лекции по анатомии в Петербургском университете и на Рождественских курсах лекарских помощников. С 1893 участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию; организовывал детские площадки, катки, экскурсии и прогулки для детей из малоимущих семей. В том же году на средства своего ученика И.М. Сибирякова Л. открыл Биологическую лабораторию, при которой организовал музей; издавал "Известия" (под редакцией Л. в 1896-1910 вышло 10 тт., по 4 выпуска в томе). В 1896 добился открытия при Биологической лаборатории Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (закрыты правительством в 1905 из-за революционных настроений среди воспитанниц). В основу теоретической педагогики Л. ставил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребёнка как самой большой ценности. При этом утверждал, что педагогика является ветвью биологии. Исходя из осн. положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, - Л. считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. Гл. принцип образовательной теории Л. - единство физического и умственного развития человека. Рассматривал систему направленных упражнений средством не только физического, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Используя непосредственные наблюдения, Л. разработал типологию детей, имевшую практическое значение. При описании школьных типов (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый) Л. выявил влияние семейной жизни ребёнка на его развитие. Л. критиковал систему дошкольного воспитания Фребеля за однообразие, подавление самостоятельности и творчества детей и противопоставил ей свою программу семейного воспитания, в которой гл. место занимала гигиена матери и ребёнка, а также система физических упражнений и игр. В концепции процесса обучения Л. раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. После 1917 научное наследие Л. творчески использовалось советской школой и педагогикой. В 1918 на базе Биологической лаборатории был создан Естественнонаучный институт им. Л., а в 1919 на базе Лесгафтовских курсов - Государственный институт физического образования им. Л. (ныне Рос. академия физической культуры).

Просмотров: 789
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • Бред воздействия физического
  • Бред постороннего физического присутствия
  • Бред физического недостатка
  • Бред физического превосходства
  • ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
  • Инвалидность физического характера
  • Индекс изменения физического объема основных фондов
  • Индекс физического качества жизни
  • Индекс физического объема товарооборота
  • Ложное осознание физического присутствия
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • Насилие физического характера
  • ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • Планирование физического воспитания
  • Принцип свободы воспитания
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства обучения и воспитания
  • Стандарты физического развития
  • ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО ТРУДА РАЗДЕЛЕНИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь