|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ЛАНГЕ Николай Николаевич[12 (24).3. 1858, Петербург, — 15.2.1921, Одесса], психолог, один из основоположников эксперим. психологии в России. По окончании Петерб. ун-та (1882) работал за границей, в т. ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1888 приват-доцент, затем проф. Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране эксперим. психол. лабораторий. В 1900—04 Л.-пред, ист.-филол. об-ва при ун-те. Организовал при об-ве пед. отдел, ставший центром науч.-метод. работы учителей нач. и ср. школы. В 1903 организовал и возглавил Одесские жен. пед. курсы, преобразованные в 1905 в Высшие жен. пед. курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 за отказ принять к исполнению циркуляр Мин-ва нар. просвещения о запрете участия служащих в деятельности «противогос. партий» отстранён от руководства курсами. В 1917 избран в обществ. к-т Одессы для решения вопросов реорганизации нар. образования; создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщённого чувственного образа предмета ко всё более дифференцированному). Разработал моторную теорию внимания, к-рое рассматривал как двигат. реакцию организма, улучшающую условия восприятия. В выдвижении на первый план внеш. двигат. актов обнаруживается связь психол. идей Л. с рефлекторной теорией И. М. Сеченова. Л. — сторонник генетич. взгляда на психику, в к-рой видел продукт развития жизни, прежде всего обществ. развития. В 1914 вышла кн. Л. «Психология», впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. Л. — прогрессивный педагог и видный поборник высш. жен. образования в России. Активно участвовал в движении за реформу ср. школы в России. Порочность существовавшей системы нар. образования видел в муштре и зубрёжке, характерных для большинства гимназий. Выступая против жёсткой регламентации работы учителя, Л. требовал от него глубоких теоретич. знаний, совершенствования методики пед. работы. В 1911 редактировал филос. отдел в энциклопедич. словаре «Гранат» (автор статей «Вера»«Воля», «Внимание», «Душа»; «Гообс», «Гегель», «Гюйо» и др.). Соч.: Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1892; Психол. исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания, Од., 1893.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|