Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ИОРДАНСКИЙ Николай Николаевич[18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,—9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. образования, д-р пед. наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. деятельность начал в ср. школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. столовых при нач. школах, групп продлённого дня для детей гор. бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалт. край (1911), работая инспектором нар. уч-щ, оказывал содействие латыш. школам с преподаванием на родном языке. В 1914—17 занимался разработкой вопросов нар. образования в Моск. земстве. Один из организаторов Всерос. съезда учителей (1913—14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. пед. курсах (1915). Один из руководителей Всерос. учительского союза. В сент.— нояо. 1917 зам. пред. Комитета по нар. образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. революции возглавлял образоват. отдел Совета всерос. кооперативных съездов (1918—19). В 1921—22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. техникуме (в 1920—24 руководитель), в Центр. ин-те организаторов нар. просвещения (в Москве), на Высш. науч.-пед. курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл науч. работу в пед. н.-и. учреждениях Москвы. Осн. труды И. посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. школы (школоведению). И. считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк. дела, так и тесно связанные между собой разл. стороны внутр. жизни школы (управление школой в адм.-хоз. и пед. отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. процесса, положение педагогов и учеников, шк. самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. школы как относительно автономного образоват. института. И. выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. коллектива, каждого учителя в организации шк. жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. образования, выступал за создание обществ.-гос. системы управления шк. делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование. И. разрабатывал вопросы шк. самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. советов, выборность директоров и т. п. И. трактовал в перспективе демократизации шк. жизни. Большое значение И. придавал шк. кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. кооперативов, теоретич. основы и принципы организации к-рых И. разработал применительно к условиям сов. школы. И. обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет. среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. труда и творчества для изучения дет. среды и составил соответств. программы. В 50-х гг. школоведч. взгляды И. были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. взаимоотношений. Соч.: Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907; Вопросы нар. образования среди старообрядцев, М., 1909; Меры привлечения детей в нач. школу, [Н.-Н., 1911J; Руководство школой, М., 1918; Дет. дом-коммуна, М., 1919; Самоуправление в сел. школе, М., 1924; Основы и практика социального воспитания, М.; Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M.; Организация дет. среды, М., 1925; Школоведение, M. Лит.: P ы маков А., Видный деятель нар. образования, НО, 1964, № 5. М. В. Богуславский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|