ГЛАВПРОФОБР

центр. орган управления проф. образованием в РСФСР в 1920—30. Учреждён в составе Наркомпроса РСФСР декретом СНК от 29 янв. 1920. Назв. менялось: Гл. к-т проф.-тех. образования (1920—21), Гл. управление проф.-политехн. школ и вузов (1921—22), Гл. управление проф.-тех. образования (1923—25), Гл. управление проф. образования (1925—30). Одновременно с созданием Г. принята «Декларация о проф.-тех. образовании в РСФСР». На Г. возлагались координация деятельности ведомств по подготовке кадров специалистов и рабочих, организация сети уч. заведений нач., ср. и высш. проф. образования и рабфаков, разработка для них уч. планов и программ. Г. возглавлялся коллегией. При Г. действовал Совет проф. образования, объединявший учёных, представителей НКП, ВСНХ, ВЦСПС, ВЛКСМ, НКПС и др. ведомств, выполнявший координац. функции. Г. возглавляли А. В. Луначарский и О. Ю. Шмидт (1920—21), Е. А. Преображенский (1921), В. Н. Яковлева (1922—24), И. И. Ходо-ровский (1925—28), А. Я. Вышинский (1928—30). В 1922 в Г. было 18 отделов, в 1925 — 4 (рабочего образования, техникумов, вузов, рабфаков). После реорганизации Наркомпроса в 1928 созданы отделы Г. по типам образования (индустр.-техн., сел.-хоз., мед. и т. п.). Г. выступал организатором съездов, конференций, совещаний по проблемам проф. образования.

Печатные органы — «Бюллетень Глав-профобра» (1921—22), «Массовое профессиональное образование» (1927- 29), «Жизнь рабочей школы» (1923—30), «Профтехническое образование» (1930).

В течение 1920—21 созданы главпро-фобры в союзных и автономных республиках, Транспрофобр. при НКПС. Местными органами Г. были губпрофобры, функционировавшие вначале как самостоятельные, а с 1921 в составе гу-боно.

После обсуждений на июльском (1928) и ноябрьском (1929) пленумах ЦК ВКП(б) было принято решение о передаче управления профессиональным образованием хозяйственным органам. Это вызвало возражения со стороны Луначарского и др.

В кон. 1929 подготовка квалифициров. рабочих (школы ФЗУ, профшколы, проф-курсы и т. п.), ср. проф. и высш. образование (кроме ун-тов и пед. вузов) из Наркомпроса переданы ВСНХ и отраслевым пром. и др. ведомствам. Был образован Межведомственный совет по высш. техн. образованию. В апр. 1930 в ВСНХ СССР создан Главпромкадр (Гл. управление по подготовке пром. кадров; руководитель Д. А. Петровский). Постановлением СНК СССР «О программно-метод. руководстве проф.-тех. уч. заведениями» (26 июля 1930) упразднялись главпрофоб-ры республик, а их уч.-метод. функции передавались соответствующим секторам наркомпросов; создавались также секторы кадров, руководившие ун-тами, пед. уч. заведениями, рабфаками.

Лит.: Александров В. А., Гл. к-т проф. образования, М., 1920; А и и к с т О., История возникновения Главпрофобра, «Вестник проф.-тех. образования», 1921, Sfe9; Осовский Е., Ленинскому декрету о Главпрофобре — 60 лет, ПТО, 1980, № 1. Е. Г. Осовский.

 

Просмотров: 470
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • 1920 -1921 гг.
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • Второе значение образования как результата
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Подготовка кадров информатизации образования
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОЦИОЛОГИЯ В БЕЛАРУСИ (1920 - 1930)
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • уполномоченный орган в области образования
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Функции образования
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь