|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ГИПНОПЕДИЯ(от греч. hypnos — сон и paideia, — обучение, воспитание), обучение во время естеств. сна. Термин «Г.» не относится к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения носит характер гипнотич. или постгипно-тич. внушения. Сон (естественный и искусственный) как средство для приобретения знаний использовался ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии и др.). Первая попытка практич. применения Г. в новейшее время была сделана Д. А. Финнеем (США, 1923). В СССР такая попытка была предпринята А. С. Свядощем в 1936. Интерес к Г. и стремление дать ей теоретич. обоснование возобновились в 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. В заруб. Г. заметно влияние психоаналитических концепций (см. Психоанализ). Отеч. учёные объясняют возможность Г. на основе павловского учения о наличии т. н. сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время сна. Эксперим. данные свидетельствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедич. путём, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от кол-ва сеансов и объёма программы за один сеанс обучения, от интонац. характеристики речи. Мн. теоретич. и практич. проблемы Г. (работоспособность, утомляемость после длительного применения Г., изменение функционального состояния нервной системы в результате систематич. использования Г. и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно, что Г. не может заменить естеств. пед. процесс; она может быть полезной для закрепления в памяти лишь нек-рых видов информации (иностр. слова, телеграфная азбука, формулы и i. п.).
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|