|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ФРЕЙРИ Паулу(р 19 9 1921, Жабуатан), браз педагог и философ Окончил ф-т права Федерального ун-та шт Пернамбуку в Ресифи Работал в системе социального обеспечения, в 1946—55 директор Деп образования и культуры. В эти годы он осуществил первые эксперименты, к-рые привели его к созданию собственного ориг. метода обучения грамоте взрослых (т.н. метода Ф). Начал с успехом применять его с 1961 в Ресифи в созданном им «кружке культуры», к-рый превратился в настоящую пед. лабораторию Система обучения Ф была поддержана Федеральным пр-вом (по плану всеобщего обучения, предложенному им, в 1964 предусматривалось открытие 20 тыс. «кружков культуры», охватывающих 2 млн чел). После воен. переворота 1964 был вынужден эмигрировать в Чили. Преподавал в Чилийском ун-те, принимал участие в качестве консультанта в программах по ликвидации неграмотности, осуществлявшихся христ. демократами. В 1968 эксперт ЮНЕСКО, в 1969 проф. Гарвардского ун-та. В 1970 назначен консультантом по проблемам образования при Всемирном совете церквей в Женеве, работал в Ин-те культурного действия при совете. В 1982 вернулся в Бразилию Система Ф не сводилась только к методике обучения, к борьбе с неграмотностью Выступая за построение «общества справедливости», в к-ром должны участвовать все люди, Ф стремился к развитию творческой активности людей, «пробуждению сознания» Рассматривал распространение образования как культурную деятельность, направленную прежде всего на перестройку мышления, пропагандировал осмысленное обучение, связывая обучение грамоте с практич. жизнедеятельностью людей (т.н. освобождающее образование). Его концепция преобразования общества путем изменения, в первую очередь, сознания людей нашла отражение в ряде работ «Образование ради достижения свободы» («La educac.ao como pratica da hberdade», 1967), «Педагогика угнетенных» («La pedagogia del opnmido», 1971), «Письма в Гвинею-Бисау педагогика в развитии» («Las cartas a Gume-Bissau Redistros de uma expenencia em processo», 1977). и др, она оказала также влияние на христ. движение и была положительно воспринята деятелями католич. церкви. Процесс обучения по методу Ф, начинавшийся с изучения культуры, состоял из неск. этапов На первом этапе сначала учащимися запоминались специально отобранные исходные темы и связанные с ними исходные слова (для португ и исп языков, напр., не более 17 слов), затем создавались наглядные пособия - плакаты, рисунки, фото, графически изображавшие разл ситуации (графич символы или коды отсюда название этого процесса - кодирование). После их анализа и обсуждения те же изображения показывались вместе со словами (раскодирование). И, наконец, изучались сами слова (без картинок). На втором и последующих этапах (собственно обучение грамоте). учащиеся узнавали и запоминали слова, устанавливали связи слов и предложений, раскладывали исходные слова на слоги и образовывали путем их комбинирования новые слова, узнавали согласные и гласные и т.д. Взрослые обучались чтению по методу Ф за 30—40 ч. Деятельность Ф способствовала становлению нац. систем образования в ряде стран Азии, Африки и Лат Америки В 1986 Ф была присуждена премия ЮНЕСКО за огромный вклад в науч. -пед. деятельность, «за воспитание в духе мира»
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|