БЕСТУЖЕВ Александр Федосеевич

[24.11(5.12).1761—20.3(1.4).18Ю, Петербург], просветитель, публицист. Отец декабристов Бестужевых: Николая, Александра (лит. псевдоним Марлинский), Михаила, Петра. Окончил Греческую гимназию при Артиллерийском и инж. кадетском корпусе в Петербурге, был оставлен корпусным офицером. В 1789- 1790 на воен. службе. С 1800 правитель канцелярии Академии художеств и фак-тич. помощник през. графа А. С. Строганова. Совместно с И. П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798) по поручению и на средства либерально-просветительского кружка «молодых друзей» будущего имп. Александра I (П. А. Строганова, H. H. Новосильцева, А. Е. Чарторыйского и др.). В журнале опубликовал свой трактат «О воспитании военном относительно благородного юношества» (в нек-рых номерах журнала назывался «О воспитании»). Трактат написан на основе изучения соч. философов античности и нового времени (М. Монтеня, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), а также собств. опыта преподавания в кадетском корпусе. Вслед за Лок-ком Б. рассматривал воспитание как решающий фактор развития личности. Его цель и осн. методы определял, руководствуясь идеями И. И. Бецкого: необходимо воспитать трудолюбивых, полезных обществу граждан, умеющих подчинять личные интересы государственным. Обществ. воспитание предпочитал частному, подчёркивал особое значение примера добродетельных наставников, считал обязательным планомерное воспитание и обучение женщин; в отличие от Бецкого, большое значение придавал систематич. образованию. Признавая формирование будущих граждан делом гос-ва, отвергал идею естеств. воспитания Руссо. Проводил мысль о природном равенстве людей; кадетские корпуса предлагал сделать всесословными, обеспечив подготовку выпускников как к военной, так и к гражд. службе в зависимости от их естеств. склонностей. При этом предусматривал повышенные требования к детям дворянского сословия, т. к. они должны оправдать данные им привилегии образцовым поведением и ревностной службой отечеству. Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражд. и семейных обязанностях, нравств. воспитание. Курс состоял из теоретич. части (наставления, беседы) и практич. упражнений. Определил последовательность изучения общеобразоват. и спец. дисциплин в соответствии с возрастными особенностями учеников. При переиздании трактата в 1807 отказался от мн. прогрессивных пед. идей и уделил осн. внимание воен. воспитанию.

Соч.: Из трактата «О воспитании», в кн.: Антология пед. мысли России XVIII в., М., 1985 (лит.).

Лит.: Медынский E. H., Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева «О воспитании» (1798), СП, 1955, №. 11.

А. О. Толстихина.

 

Просмотров: 940
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • ВЛИЯНИЕ в воспитании
  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ
  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании
  • ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД в воспитании
  • ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
  • ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
  • Врачебный контроль в физическом воспитании
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД в воспитании
  • Дифференцированный подход в воспитании
  • Дифференцированный подход в воспитании
  • Дифференцированный подход в воспитании
  • Доступность в обучении и воспитании
  • Женские традиции в воспитании
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД в воспитании
  • Индивидуальный подход в воспитании
  • Компенсирующее воспитание и обучение
  • Контроль в физическом воспитании (спорте)
  • Личностный подход в воспитании
  • НАРОДНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ
  • Научность в обучении и воспитании
  • О ПРИРОДЕ – ВОСПИТАНИИ, ДИСКУССИЯ
  • ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ
  • ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД в воспитании
  • СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ
  • ТЕСТЫ в физическом воспитании
  • УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ
  • индивидуальный подход в воспитании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь