АНИКСТ Ольга Григорьевна

[1(13).6. 1887, Кишинёв, — 9.9.1959, Свердловск], педагог, организатор проф. образования в РСФСР. По окончании профшколы в Одессе работала на кожев. фабрике. За участие в рев. движении 1905 находилась в заключении (1905—06), затем в эмиграции во Франции и Швейцарии. Была секретарём Об-ва помощи ссыльным и политкаторжанам. В мае 1917 возвратилась в Россию, работала зав. учебным отделом Наркомата торговли и пром-сти. Вместе с Ф. В. Летником и Ф. Ф. Шу была инициатором создания Гос. к-та по проф. образованию при Наркомпросе РСФСР и входила в его состав (дек. 1918 — март 1919). Зам. пред. Секции проф.-тех. образования, созданной на его основе (апр. 1919 — янв. 1920).

В дек. 1920 вошла в состав комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы («комиссия Троцкого»), предложившей создать Главпрофобр. Чл. коллегии, зам. пред. Главпрофобра, зав. отделом рабочего образования и низших профшкол (до 1928). Руководила организацией проф. уч. заведений, школ ФЗУ, яерестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на произ-ве. Отстаивала развитие школ ФЗУ как проф.-общеоб-разоват. уч. заведений, вела полемику с ЦИТом, выступая против узкопроф. направленности подготовки рабочих. Была организатором 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих-подростков (1922), Всес. съезда по рабочему образованию (1924) и др. Ред. журн. «Жизнь рабочей школы» (с 1923).

А. была членом ГУСа, учёным-секретарём науч.-пед. секции (1927). С 1928 занималась вопросами пед. образования. Организатор и первый директор (1930—32) Моск. ин-та новых языков (ныне Лингви-стич. ун-т). Выступала по вопросам подготовки кадров по иностр. языкам. Затем работала в ВЦСПС (курировала вопросы повышения квалификации на произ-ве, распространения техн. знаний), в об-ве «Техника массам».

В 1938 незаконно репрессирована, реабилитирована в 1956.

Соч.: Проф. образование в России, «Еженедельник "Правды"», 1919, № 6, 2 марта; НЭП и профтех. образование, «Нар. просвещение», 1921, № 87—88; Рабочее образование в РСФСР, [М.], 1925; Подготовка квалифициров. рабочих, М. — Л., 1928; Под знаком рационализации пед. процесса, «Нар. просвещение», 1928, № 8—9; Актуальные проблемы профобразования, там же, 1929, № 3—4; О кадрах преподавателей иностр. языков, «За пед. кадры», 1931, № 1; Что такое тех. минимум, М., 1933; Странички из пережитого, в кн.: Воспоминания о Н. К. Крупской, M.

Лит.: О. Г. Аникст. [Некролог]. ПТО, 1960, № 1; Крупская Н. К., По поводу статьи о проф. образовании т. О. Аникст, «Правда», 1919, 4 марта; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917—1940), М., 1980, гл. П. Е. Г. Осовский.

 

Просмотров: 1027
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • 1918-1919 гг.
  • АНИКСТ Ольга Григорьевна (1887-1959)
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (май - ноябрь 1917)
  • ГРАНИК Генриэтта Григорьевна (р. 1928)
  • ДОЛИНИНА Наталья Григорьевна (1928-1979)
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • КЛАСС РАБОЧИХ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • Моделирование (в пед.)
  • НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • Педагог дополнительного образования
  • ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Педагог дополнительного образования
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Подготовка кадров информатизации образования
  • ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ при Имп. РусCком техническом обществе
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • РАМЗАЕВА Тамара Григорьевна (р. 1928)
  • Ротация рабочих заданий
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОСТАВ КОНТИНГЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь