АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация

(от лат. acceleratio — ускорение), ускорение темпов роста и физич. развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. При сопоставлении результатов антропометрич. обследований, проведённых в нач. 20 в. сданными 30-х гг. 19 в. было установлено, что в 20 в. процесс А. охватил население всех экономически развитых стран.

Признаки А. отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70—80 лет длина тела новорождённого увеличилась в среднем на 1 см, масса — на 100—300 г. Значит. изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м мес жизни, теперь наблюдается в 4 мес, окружность груди ребёнка становится больше окружности головы не в 6 мес, а в 2- 5 мес. Дети раньше начинают держать голову, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы А. растут: длина тела 4—7-летнех детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела — на 0,5 кг, 13—15-летних школьников соотв. на 2,5см и на 2 кг. Как показывают наблюдения, проводимые с 30-х гг., существенных различий в темпах А. детей разных национальностей не обнаружено. Гор. дети подвержены А. в большей степени, чем сельские, но и эти различия уменьшаются. Наблюдаемое у детей и подростков во всех странах более раннее (на 2—3 года) окостенение скелета способствует резкому торможению, а затем и прекращению роста тела в длину. У совр. девушек процесс роста завершается в 16—17 лет, а у юношей — в 18—19 лет. Тем не менее отмечается увеличение длины тела взрослых людей (напр., совр. мужчины 20—25 лет стали выше на 6—8 см), что объясняется более интенсивным ростом тела у детей. Ускоряется половое созревание подростков. По сравнению с девочками 19 в. у совр. девочек половое созревание начинается на 3 года раньше (первые менструации появляются в среднем примерно в 12,5—13 лет). А. проявляется также и др. морфофункциональными изменениями — более сильным развитием мышечной системы, увеличением силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др. У совр. детей отмечается более раннее созревание психомоторных функций, о чём свидетельствуют, напр., более высокие для каждого возраста ср. показатели их физич. подготовленности и Значит. «омоложение» спорт, рекордов в большинстве видов спорта. С нач. 20 в. произошло ускорение физич. развития детей не менее чем на 2 года.

Вопрос. о степени синхронности ускорения физич. и психич. развития совр. детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физич. зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.

Существует ряд гипотез, объясняющих причины возникновения А. Вероятнее всего, ускорение онтогенетич. развития человека происходит под влиянием целого комплекса резко меняющихся социально-экон. условий жизни, в первую очередь питания, а также нек-рых генотипич. изменений, возникающих в результате активизации в 20 в. процессов миграции и смешения населения.

Кроме А. во времени (сравнение с предшествующими поколениями) существует А. внутри одного поколения (внутригруп-повая), характеризующаяся теми же морфофункциональными показателями. Внутри одной возрастной группы выявлено ок. 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для к-рых характерна Значит. задержка физич. развития. Различия по биол. возрасту между ними, выявляющиеся уже в дошк. возрасте, к 5—8-му кл. достигают 2—3 лет. Т. о., единая для данного возраста норма уч. нагрузки, особенно физической, оказывается недостаточной для одних учащихся и чрезмерной для других, что должен учитывать педагог.

Лит.: 3 е л ц е p А., Причины и формы проявления ускоренного роста детей, [пер. с нем., М. — Берлин, 1968]; К а р с а с в-ская Т. В., Социальная и биол. обусловленность изменений в физич. развитии человека, Л., 1970; Властовский В. Г., Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., 1976.

В. Г. Властовский.

 

Просмотров: 1126
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Девиантное поведение детей и подростков
  • Депрессия у детей и подростков
  • Лечение и профилактика маниакальнодепрессивного психоза у детей и подростков
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
  • Мания у детей и подростков
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Общение аутистичных детей и подростков
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХОГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • Режим дня детей и подростков
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Тест для грудных детей
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь