|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
СТРЕСС, стресс-реакция(англ. stress - напряжение)— особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. Концепция С. разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот термин в биологии в 1936. Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние, которое не зависит от характера стрессора. Это - общий адаптационный синдром (ОАС). Понятие С. шире, чем ОАС, который иногда рассматривается как клиническое проявление С.; так, у человека с нарушенными функциями эндокринных желёз возможен С. без ОАС. Осн. механизмы С. - гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является т.н. классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Селье описал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающий в органах и тканях в ответ на сильное или разрушительное раздражение. Таким образом, ОАС возникает в ответ на стрессор, т.е. фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма - относительного постоянства его внутренней среды, или гомеостаза. Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) С. в жизни человека и в формировании мн. заболеваний. Известно, что длительная и напряжённая борьба человека за желанную цель, даже сопровождающаяся эпизодическими неудачами (т.е., казалось бы, классическая модель стресса), как правило, не только не приводит к истощению, но, наоборот, способствует сохранению психического и телесного здоровья. С другой стороны, описаны т.н. болезни достижения, или "синдром Мартина Идена", как иногда называют это состояние. Оно возникает обычно после того, как субъект достиг желанной цели, но вслед за этим не возникла новая цель. Экспериментальные и клинические наблюдения показывают, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие к поиску выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром ("синдром Обломова"). Характер реагирования на стресс-стимулы лишь отчасти обусловлен наследственными факторами и в значительной степени формируется соответствующим воспитанием. Сформировавшаяся в середине 20 в. "наука о стрессе" произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин (патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новой области медицины - психосоматической. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|