СЛУХ

— способность организма воспринимать звуковые колебания. При посредстве С. происходит речевое общение между людьми, воспринимается речь, другая звуковая информация. Орган С. - ухо. В слуховом анализаторе различают 2 отдела - звукопроводящий (состоит из наружного и среднего уха, которые отделены друг от друга барабанной перепонкой) и звуковоспринимающий (состоит из внутреннего уха, слуховых нервов и специального участка коры головного мозга). Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Среднее ухо имеет небольшую, т.н. барабанную, полость со слуховыми косточками. Во внутреннем ухе сосредоточены чувствительные слуховые клетки. Звуковые колебания передаются через слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек, вызывая раздражение чувствительных клеток. По слуховому нерву раздражение передаётся в головной мозг к корковому центру С. Человеку доступна область звуков с частотой колебания от 16 до 20 тыс. Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Слуховая чувствительность характеризуется также величиной разностного, или дифференциального, порога, т.е. различения звука по высоте (частоте) и силе. Большинство людей, даже не обладающих тонким музыкальным слухом, могут довольно точно определять усиление и уменьшение звука в 2 раза. Физиологическое приспособление органа С. к различной силе звука называется слуховой адаптацией. От слуховой адаптации отличают слуховое утомление, которое возникает при длительном воздействии интенсивных звуков. Интенсивность звуков не должна достигать порога неприятного ощущения, а продолжительность интенсивных звуков не должна превышать 15-20 мин. Частое и длительное раздражение органа С. может привести к понижению С. Человек обладает способностью не только различать направление звука, но и оценивать расстояние, на котором находится источник звука (т.н. бинауральный С.), дифференцировать звуки, когда они слышны с разных сторон. Специфической особенностью человека является его способность воспринимать звуки как смыслоразличительные единицы - фонемы. Эта способность обеспечивается наличием у человека слухового (сенсорного) центра речи, расположенного в левой височной доле коры головного мозга. Элементарные реакции на звук наблюдаются у ребёнка уже в первые часы его рождения. Вначале они протекают как безусловные рефлексы, но в конце 1-го - начале 2-го месяца жизни у ребёнка образуются условные рефлексы, а на 3-м месяце он начинает различать звуки по высоте и тембру. Затем формируется способность к дифференцированию звуков, к реагированию на различные интонации и слова. В конце 1-го года ребёнок обычно различает слова и фразы преимущественно по их интонационной окраске и ритмическому контуру. К концу 2-го года ребёнок обладает способностью распознавать на слух все звуки родного языка. Развитие дифференцированного слухового восприятия происходит в тесном взаимодействии с развитием навыков произношения, но развитие слуховой дифференциации обычно предшествует уточнению произносительных навыков. Формирование речевого С. заканчивается к началу 3-го года жизни. Наиболее простой способ определения слуховой способности - исследование С. с помощью шёпотной и громкой речи. С. считается нормальным при восприятии шёпотной речи на расстоянии 6-7 м. Более точные исследования проводятся только в условиях специального лечебного учреждения. Нарушения слуха. К ним относятся тугоухость и глухота. Разделяются на временные и стойкие. Временные нарушения возникают вследствие некоторых заболеваний (простуды, отиты), серных пробок, аномального строения наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.). Такие нарушения называются кондуктивными и устраняются методами консервативного лечения или с помощью оперативного вмешательства. Стойкие нарушения связаны с поражением внутреннего уха - сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость и глухота. В этих случаях восстановить С. невозможно, речь может идти лишь о поддерживающей терапии и профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. Причины нарушений С.: заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), родовые травмы, ослабленное здоровье ребёнка, если он родился недоношенным; наследственность (в т.ч. синдром Ушера), детские инфекции и другие заболевания, применение ототоксичных антибиотиков, травмы головы. Даже незначительное снижение С. в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка. Дети со стойким двусторонним нарушением С., при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота), относятся к категории детей с нарушениями С. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Глухими считаются дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением С., приобретённым в раннем детстве или врождённым; оглохшими (позднооглохшими) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты. Для распознавания степени понижения С. в Рос. Федерации преимущественно используются аудиолого-педагогическая классификация Л.В. Неймана - в образовательных учреждениях и международная аудиологическая классификация - в медицинских учреждениях. По классификации Неймана слабослышащие могут быть отнесены к одной из 3 степеней тугоухости: потеря слуха (500-4000 Гц) при 1-й степени не превышает 50 дБ) - ребёнок разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1 м и слышит шёпот у ушной раковины; при 2-й степени (от 50 до 70 дБ) ребёнок воспринимает речь на расстоянии 0,5-1 м, шёпот не слышит; при 3-й степени (св. 70 дБ) - слышит голос разговорной громкости на расстоянии не более 0,5 м. В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трёх речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). Согласно международной классификации (Wilson J., Scand. Audiology, 1988, Supplement. 28, p. 33-58), выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц): 1-я - 26-40 дБ, 2-я - 41-55 дБ, 3-я - 56-70 дБ, 4-я - 71-90 дБ, глухота - более 90 дБ. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями С. Большинство специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению Министерства образования. В них осуществляется дифференцированное (раздельное) обучение глухих и слабослышащих детей, которое ведётся по специальным образовательным программам. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). ДОУ компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (с 1,5-2 лет). ДОУ комбинированного вида, в состав которых наряду с общеразвивающими входят и компенсирующие группы для детей с нарушениями С. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (как правило, с 5 лет). Учебно-воспитательные комплексы "Начальная школа - детский сад" и "Школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. Группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида (занятия проводятся индивидуально или в малой группе из 2-3 чел., как правило, 2- 3 раза в неделю при обязательном присутствии родителей). Дошкольники с нарушениями сложными могут обучаться в диагностических группах (наполняемостью 5 чел.) ДОУ компенсирующего или комбинированного вида, а также в группах кратковременного пребывания и в отдельных учреждениях системы социальной защиты. Общеобразовательные школы для глухих детей для получения основного образования со сроками обучения 10 лет (для классов наполняемостью 6 чел.) и 12 лет (для классов в 12 чел.). Имеется подготовительный класс для детей, не прошедших дошкольной подготовки. При некоторых школах открываются 11-й и 12-й классы для получения среднего образования. Создаются отдельные классы для детей со сложными нарушениями (наполняемость 5 чел.): с умственной отсталостью (см.Нарушения интеллекта) и с задержкой психического развития (1- 9-е классы) и для детей с детским церебральным параличом. Средняя общеобразовательная школа для слабослышащих и позднооглохших детей имеет 2 отделения: 1-е - с 10-летним сроком обучения (1-10-е классы) для детей с лёгким недоразвитием речи и нарушением слуха, 2-е - с 10-12-летним сроком обучения (1-10-е, 1-12-е классы) в зависимости от наполняемости класса для детей с глубокими недоразвитиями речи; имеются подготовительные классы для детей 6 лет без дошкольной подготовки. Создаются классы для слабослышащих детей с умственной отсталостью или с задержкой психического развития. Появились различные центры, группы детей с нарушениями С. в общеобраз Школы-интернаты санаторного типа для глухих детей с неврологическими заболеваниями, где общеобразовательная подготовка сочетается с медицинской помощью. Выпускники могут продолжать образование в одном из видов учреждений специального или общеобразовательного типа или трудоустроиться. По линии Министерства здравоохранения помощь детям оказывают сурдологические кабинеты (отделения, центры) по месту жительства. Они осуществляют комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения, - из расчёта 1 час в неделю на ребёнка; динамические наблюдения за детьми, обучающимися в специальных школах. Лечение также осуществляется в стационарах при лор-отделениях крупных больниц по месту жительства. См. также Нарушения интеллекта,Нейман Л.В., Специальные (коррекционные) образовательные учреждения,Тугоухость

Просмотров: 1439
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ДРУГ ДЕТЕЙ»
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЕКСЛЕРА, ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (WISC)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Векслера шкала интеллекта для детей
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • ДРУГ ДЕТЕЙ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Инициативная речь детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь