ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

 — самодеятельный театр в учебных заведениях Западной Европы позднего Средневековья. Возник как средство религиозного воспитания и обучения латыни и красноречию; со временем стал этапом в развитии профессионального сценического искусства. В славянском мире Ш.т. получил развитие как средство воспитания в иезуитских учебных заведениях Хорватии, Словении, Польши. Важную воспитательную роль отводил Ш.т. Я.А. Коменский. В условиях противостояния русского православия и католицизма Ш.т. появился в Киево-Могилянской академии, где просуществовал до 70-х гг. 18 в. Ш.т. был воспринят и Славяно-греко-латинской академией в Москве (конец 17 в.), а позже появился в Ярославле, Ростове и других городах. Основоположниками русского Ш.т. были Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский, Феофан Прокопович. Ш.т. в культуре своего времени выполнял одновременно сакральные и светские функции. Ш.т. был частью христианского нравственного воспитания учащихся: в каждой пьесе давались образцы благочестия, добродетельной жизни, служения вере. Участие в постановках развивало память, воображение, формировало художественный вкус. Пьесы для Ш.т. изобиловали риторически правильно построенными речениями, примерами из античной мифологии, цитатами из Библии и других священных книг. Отдельные эпизоды создавались школьниками как письменные домашние сочинения на заданные темы. Выполняя их, ученик демонстрировал владение знаниями, тренировал навыки доказательной и убедительной речи. Школьные представления были закрытыми (собственно учебными) и открытыми. На открытые спектакли приглашались учителя, родители, гости, состоятельные горожане, оказывавшие учебному заведению финансовую поддержку. Иногда школьные театральные представления становились своего рода экзаменами. В целом репертуар Ш.т. зависел от церковного календаря, гл.о. от церковных праздников. На школьные темы пьесы ставились, как правило, в конце семестров. Для каждого праздника (особенно Рождества и Пасхи) учителя (они же главные авторы и постановщики) и ученики, делавшие свои первые шаги в искусстве, писали оригинальные пьесы. Жанры достаточно строго закреплялись за каждой датой. Ученики старших классов играли гл. роли, младших - второстепенные, в т.ч. слуг и др. Практически в спектаклях была занята вся школа. На Рождество и Пасху чаще всего играли мистерии ("Рождественская драма" Димитрия Ростовского, конец 17 в.), на Масленицу - моралите ("Ужасная измена сластолюбивого жития", начало 18 в.). Оба жанра включали интермедии, в которых изображались события священной истории (например, сотворение мира, Благовещение, Рождество, Пасха). Поскольку на сцене нельзя было выводить евангельские персонажи, их заменяли аллегорические фигуры, парадоксально соединявшие наглядность и абстракцию, атрибуты высших сил и отдельные мыслительные категории. Они считались важным элементом обучения абстрактному мышлению. В моралите центральной фигурой был человек, стоящий перед выбором своего пути. Человек изображался грешащим и кающимся. Вокруг него также предполагались аллегории пороков и добродетелей, отдельных психологических состояний. В моралите (в отличие от мистерий) дидактическая нагрузка была сильнее. В моралите и мистериях передавались особенности средневековых и барочных представлений об иерархической структуре мира, о взаимосвязях всего сущего. Интермедии сближали школу с повседневной жизнью, привносили на сцену иную поэтику, не обусловленную обязательными жанрами Ш.т. Они нередко имитировали фольклорные театральные приёмы и сюжеты и были рассчитаны на простого зрителя, т.е., не теряя назидательной тенденции, преподносили истины то в сниженно-бытовом, то комедийном плане. В них большое место занимали школьные темы: восхваление наук и учения, высмеивание нерадивого ученика и т.д. Особенностью Ш.т., развивавшегося в Москве, была его тесная связь с придворным театром. Жанровая система и художественные особенности Ш.т. определялись сочетанием педагогических и эстетических функций. Пьесы создавались в соответствии с правилами поэтики и риторики. Ученики, сочиняя или выучивая фрагменты пьес, осваивали на практике риторические и логические правила. Читая диалоги и декламации, они осваивали законы диспута. Как правило, одна группа учеников формулировала тему и своё отношение к ней, другая - полемически выдвигала свою версию и защищала её. Соотношение педагогических и эстетических задач вызвало к жизни специфически школьные диалог и декламацию как выступления в классе перед учениками на заданную тему. Такие диалоги и декламации тяготели к ораторским жанрам, т.е. не становились предметом театрализации. Несмотря на отсутствие яркой зрелищности, развитого игрового начала, Ш.т. сыграл важную роль в становлении профессионального театра, в подготовке зрительской аудитории, деятелей театра. В России, будучи учительным, Ш.т. придавал драматическому искусству сильное воспитательное звучание. После открытия первого русского общественного театра (1759, директор А.П. Сумароков) традиционный Ш.т. постепенно был вытеснен классической драмой.

Просмотров: 1450
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ»
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МАСТЕРСКИЕ ШКОЛЬНЫЕ
  • МЕДАЛИ школьные
  • МЕДАЛИ школьные
  • МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
  • МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
  • Наполняемость зрительного зала театра
  • ПРАВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ школьные
  • ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Перескакивать с темы на тему
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ В МОСКВЕ
  • Самобытность русского пути?
  • Ученики Ямвлиха, Пергамская школа, император Юлиан
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Школьные компании
  • Школьные психологи
  • Школьные советы
  • Школьные советы
  • ЯЗЫЧЕСТВО СЛАВЯНО-РУССКОГО ОБЩЕСТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь