ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

— направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки зрения - как определённое руководство к практическому педагогическому действию. П.о. возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечивали возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Современные П.о. учитывают особенности массового школьного обучения. П.о. обусловлены потребностями общества и в то же время вариативны. Наряду с общими П.о. выделяются методические принципы, т.е. П.о. по отдельным школьным предметам. Определение круга дидактических и методических принципов, а также уточнение оснований для их выделения, детализации и т.п. составляют задачу специального педагогического исследования. Предпринимались попытки отыскать обоснования П.о. в природе, поскольку формирование человека подчиняется общим законам развития природы (Я.А. Коменский). Поскольку в основе обучения лежит познание, теоретическое обоснование П.о. искали в философии. Учитывая, что в процессе обучения учащиеся производят различные умственные операции (анализ, синтез и др.), которыми управляет учитель, педагоги искали обоснование П.о. в психологии и т.д. П.о. обычно рассматривались вне связи с закономерностями процесса обучения в школе и не образовывали системы. Нет единства и в определении состава П.о. Различение П.о. по их отношению к мировоззренческим и процессуально-техническим сторонам обучения позволяет усилить воспитывающую и развивающую функции обучения, подойти к построению иерархии, подчинению одних принципов другим. Вторая тенденция проявляется в объединении в пары некоторых принципов, ограничивающих действие друг друга. Учитывая эти тенденции, можно выделить одну из систем П.о.: принцип воспитывающего и развивающего обучения (см. Развивающее обучение), принцип связи обучения с жизнью, принцип научности и посильной трудности обучения (см. Научность), принцип систематичности и последовательности обучения (см. Систематичность и последовательность), принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя, принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся (см. Наглядность), принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся (см. Прочность усвоения знаний), принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся, принцип положительного эмоционального фона обучения. Все П.о. взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов.

Просмотров: 1352
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Андрагогические принципы обучения
  • Андрагогические принципы обучения
  • АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Единство обучения и развития
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • Методика обучения как частная дидактика
  • методы обучения в высшей школе
  • НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
  • Оценивание результатов обучения
  • Принцип воспитывающего обучения
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • Принцип связи обучения с практикой
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Принципы обучения
  • Принципы обучения
  • ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • УРОВЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • цели обучения в высшей школе
  • Этапы процесса обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь