|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ— направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики. Поскольку дидактика - одновременно теоретическая и нормативно-прикладная наука, понятие принципа в ней выступает в различных аспектах: с логической точки зрения принцип можно трактовать как некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям, охватываемым дидактикой, и одновременно - с нормативной точки зрения - как определённое руководство к практическому педагогическому действию. П.о. возникли из потребностей педагогической практики как результат её обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечивали возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Современные П.о. учитывают особенности массового школьного обучения. П.о. обусловлены потребностями общества и в то же время вариативны. Наряду с общими П.о. выделяются методические принципы, т.е. П.о. по отдельным школьным предметам. Определение круга дидактических и методических принципов, а также уточнение оснований для их выделения, детализации и т.п. составляют задачу специального педагогического исследования. Предпринимались попытки отыскать обоснования П.о. в природе, поскольку формирование человека подчиняется общим законам развития природы (Я.А. Коменский). Поскольку в основе обучения лежит познание, теоретическое обоснование П.о. искали в философии. Учитывая, что в процессе обучения учащиеся производят различные умственные операции (анализ, синтез и др.), которыми управляет учитель, педагоги искали обоснование П.о. в психологии и т.д. П.о. обычно рассматривались вне связи с закономерностями процесса обучения в школе и не образовывали системы. Нет единства и в определении состава П.о. Различение П.о. по их отношению к мировоззренческим и процессуально-техническим сторонам обучения позволяет усилить воспитывающую и развивающую функции обучения, подойти к построению иерархии, подчинению одних принципов другим. Вторая тенденция проявляется в объединении в пары некоторых принципов, ограничивающих действие друг друга. Учитывая эти тенденции, можно выделить одну из систем П.о.: принцип воспитывающего и развивающего обучения (см. Развивающее обучение), принцип связи обучения с жизнью, принцип научности и посильной трудности обучения (см. Научность), принцип систематичности и последовательности обучения (см. Систематичность и последовательность), принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя, принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления учащихся (см. Наглядность), принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся (см. Прочность усвоения знаний), принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся, принцип положительного эмоционального фона обучения. Все П.о. взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|