НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

— совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времён сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании чётко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отражённые в фольклоре. В Н.п. прослеживаются логическая стройность и системность. Традиционные представления о ребёнке как субъекте воспитания в Н.п. реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приёмышу, падчерице, пасынку и пр. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребёнка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намёк, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека ("добрый молодец", "умница-красавица" и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодёжи: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом. В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и гл. лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сёстры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В рос. педагогической теории термин "Н.п." впервые употребил (1864) К.Д. Ушинский. Идеи и традиции Н.п. нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, Д.Д. Семёнова и др. Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л.Н. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа И.Я. Яковлева. Во 2-й половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всём мире способствуют возрождению мн. традиционных форм воспитания.

Просмотров: 2438
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Меры воспитания
  • МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
  • Модель воспитания
  • Общение в процессе воспитания
  • ПОЛ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
  • Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
  • Стиль воспитания
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
  • ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Формы воспитания
  • ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
  • Формы организации воспитания
  • Цели воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь