ГАСТЕВ Алексей Капитонович (1882-1941)

— учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицированных рабочих. Организатор акционерного общества "Установка" (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности. Г. стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Г. лежит идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиологических и других исследований. Она воплотилась в "установочном методе ЦИТа", который Г. рассматривал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. По сути, Г. выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Понятие "установка", введённое Г., имело в виду формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через "культурные установки", "биоустановки" и пр. Концепция Г. послужила одним из источников теории деятельности. Свою педагогическую систему Г. называл "педагогикой тренировки", переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека. Идеи Г. оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система отличалась жёстким единством всех элементов: квалификационных характеристик, программы упражнений, режима обучения и т.д. Методика Г. легла в основу ускоренной подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Г. выступал против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ ФЗУ, указывал, что общее образование в них - ненужная дань "гуманитарности". Позиция Г. воспринималась как выступление против социальной защищённости молодёжи. В духе установочной доктрины Г. разрабатывал и идеи политехнического обучения. Педагогическая концепция Г. представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на неё значительное влияние. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Просмотров: 1121
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  •  Парадигмальная концепция обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • Гуманизация воспитания и обучения
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ)
  • ИНВАРИАНТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Индивидуализация воспитания и обучения
  • Индивидуализация обучения и воспитания
  • Кибернетическая концепция обучения
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ОПЕРАЦИОННО-ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Персонализация воспитания (и обучения)
  • ПРЕДМЕТНАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИЕМ ВОСПИТАНИЯ (обучения)
  • ПРИЕМНО-КОМПЛЕКСНО-ВИДОВАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки)
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • Средства обучения и воспитания
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь