ФИЛАНТРОПИЗМ, филантропинизм

— педагогическое течение, возникшее в Германии в конце 18 в. под значительным влиянием идей французского Просвещения и в первую очередь Ж.Ж. Руссо. Представители Ф. - И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман и другие - ставили своей задачей коренное изменение существующей системы воспитания и обучения. Гл. недостаток учебной работы они усматривали в господстве зубрёжки и вербализма в отрыве содержания обучения от реальной жизни. Филантрописты стремились связать обучение с жизнью, природой, сделать его приятным и радостным. Для реализации этих идей были созданы филантропины - своеобразные школы- интернаты; первый был открыт в 1774 Базедовым в Дессау и предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т.к. за содержание и обучение детей взималась высокая плата. Принимались и дети бедных родителей за счёт благотворительных пожертвований. Курс обучения предусматривал возможность дальнейшего обучения пансионеров в университете. Изучались новые языки, а также греческий и латинский, философия, курс морали, математика, естествознание, география, история, музыка, рисование. Значительное внимание уделялось ручному труду - ремесленному и сельскохозяйственному. Предусматривались экскурсии, прогулки, большое место уделялось физическим упражнениям. В филантропине Зальцмана в Шнёпфентале (открыт в 1784) в учебный план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и другие курсы, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащихся с целью подготовки к продолжению образования или избранной практической деятельности. Педагогические идеи и опыт филантропистов использовали в конце 19 в. сторонники нового воспитания. В России реализация идей Ф. началась в 1768. Педагогическая система Базедова привлекла внимание имп. Екатерины II. На осуществление его проектов были пожертвованы значительные средства. Однако к концу 70-х - началу 80-х гг. 18 в. стало ясно, что филантропин не может служить образцом для организации школьного образования в России, но интерес к методам преподавания отдельных предметов Екатерина II сохранила и в 1784 пригласила в С.-Петербург сподвижника Базедова, создателя оригинальной методики преподавания иностранных языков Х.Г. Вольке. В 80-х гг. 18 в. методика Базедова использовалась в Главном немецком училище Св. Петра (Петершуле) в С.-Петербурге. Значение актуального педагогического знания "метод Базедова" стал терять уже в начале 19 в. по мере распространения в России идей и педагогических сочинений И.Г. Песталоцци, а затем - Э. Белла и Дж. Ланкастера (см.Белл-Ланкастерская система). Представления о Ф. связывались в кругах русского общества гл.о. с именами Базедова, реже Ф. Рохова, Вольке и Й.Г. Кампе. Были восприняты лишь отдельные методические стороны этого педагогического течения. Теоретические работы представителей Ф. в России не издавались. Сочинения филантропистов, опубликованные на русском языке в конце 18 - начале 19 вв., относятся исключительно к детской и учебной литературе. В 19 в. были переведены некоторые произведения Зальцмана и Рохова. См. также Белл-Ланкастерская система, Экспериментальные школы

Просмотров: 708
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • БАЗЕДОВА СИНДРОМ
  • БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
  • БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА
  • БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА взаимного обучения
  • Базедова болезнь
  • Болезнь Базедова
  • Болезнь Грейвса–Базедова
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ГРЕВСА-БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ
  • Гревса-Базедова болезнь
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • ЗОБ ДИФФУЗНЫЙ ТИРЕОТОКСИЧЕСКИЙ, ЗОБ ЭКЗОФТАЛЬМИЧЕСКИЙ, БОЛЕЗНЬ БАЗЕДОВА
  • Зоб диффузный токсический (базедова болезнь, зоб диффузный тиреотоксический)
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • КУРС ОБУЧЕНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН КЕЛЛЕРА
  • Познание и интерес (1968). Пересечение идей Хабермаса и Апеля
  • РУССКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛУ, РУССКИЙ МЕТОД
  • САРАНСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Средства обучения и воспитания
  • Триада базедова
  • Философское значение идей Макса Вебера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь