|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы, 2010 г.
Навык- автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания; такой уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания. По своей сути, навык - это условный рефлекс. В природных условиях навыки у животных формируются под влиянием повторяющихся ситуаций, требующих специфической реакции. При управляемом усвоении объективного опыта человечества (например, при обучении) для формирования навыков планируются и проводятся специальные тренировки (так подготовка спортсменов к соревнованиям осуществляется под руководством тренера и представляет собой последовательность усложняющихся тренировок. При этом осуществляется и развитие организма, физиологически обеспечивающего скорость, выносливость, и формирование навыков требуемого качества). Качество и прочность сформированного навыка зависит от количества повторений. На основе опытов по поиску животными кормушки, устанавливаемой в определенном месте лабиринта, уже около столетия известны кривые научения. «Для того, чтобы проанализировать процесс научения в лабораторных условиях, необходимо найти или создать обстановку, в которой может происходить постепенное улучшение выполнения действия, поддающиеся регистрации. Такие условия существуют при выполнении привычных заданий, подобных печатанию на пишущей машинке или игре на рояли. В этих случаях можно оценивать достижения испытуемого в зависимости от затрачиваемого им времени, количества ошибок или количества необходимых повторений (Эбингауз (1885 г.) избрал предметом анализа процесс заучивания наизусть бессмысленного словесного материала). ...на протяжении всей истории экспериментального исследования процесса научения постоянно подчеркивалось значение сравнительного метода. Основной смысл исследований процесса научения животного обычно заключался не в их практической направленности (как, например, при научении домашних голубей или охотничьих собак), а в выявлении общих принципов научения, характерных не только для изучавшихся видов, но также для других видов животных и человека. Почти все проблемы, поставленные при исследовании научения животных, приспосабливались тем или иным образом для исследования детей и взрослых людей». Во введении этой работы указано, что американские психологи научения относятся с уважением к классической теории научения - к теории условных рефлексов И.П. Павлова,- хотя и не ограничиваются ею. Тpансфоpмационная теория обучения рассматривает разные стратегии формирования навыков при усложнении условий выполнения операций. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|