Кривые научения

(learning curves) Прогресс в научении может выражаться в следующих изменениях: увеличении частоты, вероятности возникновения, скорости и силы реагирования, уменьшении латентного периода реакции, времени выполнения задачи и числа совершаемых ошибок. Эти изменения в исполнении часто представляются в форме т. н. К. н., построенных в системе координат с осью абсцисс, по к-рой чаще всего откладывается количество совершенных попыток (проб), а иногда - время, и с осью ординат, отображающей к.-л. из только что описанных мер научения. Различные меры научения на этих графиках ведут себя по-разному. Кривые амплитуды реакций, вероятности возникновения реакции, скорости и темпа реагирования по мере научения будут расти; кривые латентного периода реакции и др. связанных со временем мер будут снижаться. Для кривых, отражающих вероятность и процент правильных реакций, часто характерен двойной изгиб. Поскольку условные реакции вырабатываются лишь после неск. подкреплений, первая часть такой кривой может оказываться плоской, оставаясь на нулевом уровне. Вслед за ней следует участок роста с положительным ускорением, к-рый вскоре сменяется участком кривой с отрицательным ускорением, т. к. достигается максимум. Большинство К. н. отражают групп., а не индивидуальные рез-ты исполнения. Во мн. случаях это создает определенные проблемы, особенно в экспериментах, где испытуемых тренируют до достижения нек-рого критерия результативности, напр. 100% условных реакций в блоке попыток (проб). Для достижения этого критерия разным испытуемым потребуется разное количество попыток, что затрудняет определение точек оси абсцисс, напротив к-рых на графике можно было бы откладывать показатели, отражающие общий ход научения. Одним из решений этой проблемы яв-ся использование кривой Винсент (Vincent curve). Суммарное количество попыток, необходимых каждому испытуемому для достижения заданного критерия, делится на дробные доли, напр. десятые, и используемые меры научения откладываются на графике для этих частей. Этот метод позволяет объединять рез-ты испытуемых, значительно варьирующих по числу попыток, необходимых для достижения критерия. К сожалению, эта и др. процедуры объединения рез-тов могут искажать картину приобретения навыка, иллюстрируемую К. н. Прежде всего исполнение отдельных испытуемых в экспериментах по приобретению навыков, как правило, оказывается нерегулярным, сопряженным со случайными подъемами и снижениями. Выбирая первую точку, в к-рой испытуемый достигает определенного произвольно выбранного уровня, в качестве критерия научения, мы очень часто прерываем сеанс научения в той точке, к-рая случайно оказывается высокой. Этот факт объясняет по крайней мере нек-рые из тех резких скачков на концах К. н., построенных методом Винсент. Эти скачки напоминают финишные рывки на заключительной стадии процесса научения. Сегодня представляется очевидным, что они зачастую яв-ся критериальными артефактами, поскольку эксперимент завершается после серии необычайно успешных попыток. См. также Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание Г. А. Кимбл

Просмотров: 1610
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Двухпроцессная теория научения
  • Законы научения Торндайка
  • Кривая научения
  • КРИВАЯ НАУЧЕНИЯ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
  • Математическая теория научения
  • МЕХАНИЗМ ТРАНССИТУАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ
  • Научения кривые
  • Научения теории
  • НАУЧЕНИЯ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  • НАУЧЕНИЯ, РАССТРОЙСТВО
  • НАУЧЕНИЯ, ТЕОРИИ
  • Нейронные механизмы научения
  • ПЕРЕНОС НАУЧЕНИЯ
  • Расстройство научения
  • Расстройство научения
  • Социального научения концепция
  • Социального научения теория
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
  • Теории научения
  • Теории социального научения
  • Теория научения
  • Теория научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • ЧАСТИЧНОГО НАУЧЕНИЯ, МЕТОД



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь