ГАЙГЕР


ГАЙГЕР
Гайгер (Geiger) Теодор (09.11. 1891. Мюнхен - 1952) - немецкий социолог. Получил юридическое образование; с 1929 по 1933 г.- проф. в Брауншвайге; с 1933 по 1945 г. находился в эмиграции в Дании (проф. в Архусе); после возвращения являлся одним из ведущих социологов Западной Германии. В понимании социальной реальности примыкал к феноменологической теории Фиркандта. Проделал эволюцию от социал-демократизма к критике социализма.
Наибольший резонанс в зап. социологии получили его работы по проблемам социальной стратификации, классового сознания и социальной мобильности, социологии права и интеллигенции (включая проблематику идеологии). Еще до эмиграции Гайгер подверг критике первоначально им разделявшуюся "классическую" (марксистскую) концепцию рабочего класса и его роли в современных социальных преобразованиях. Он был в числе социологов, противопоставивших концепцию рабочего класса проблематике "нового класса", которым считал служащих. Ему принадлежит идея "возможной связи" между неустойчивым положением этого класса, заинтересованного в упрочении своего социального положения и престижа, и нацистским движением.
Гайгер активно работал над различением понятий "класс" и "сословие", обосновывал превращение в современных условиях классовой дифференциации общества в профессиональную дифференциацию. Гайгер считал, что прежние межклассные напряжения смещаются в 20 в. по линии, пересекающей границы классов. Источником таких напряжений и конфликтов является противоположность интересов "солидарности производителей" (предпринимателей и рабочих), с одной стороны, и интересов потребителей - с другой; все большее значение, согласно Гайгеру, приобретают конфликты между местным населением и "пришлым" (эмигранты), а также конфликты между различными этническими, религиозными и другими группами. Считая, что интеллигенцию нельзя определять ни через классовое (или сословное) положение, ни посредством классового сознания, Гайгер ставил во главу угла вопрос о ее социальной функции, которая состоит в создании новых культурных ценностей и идеологий, вкладе в общую рационализацию жизни, критике существующих институтов с целью ограничения притязаний власть имущих. Гайгер отстаивал тезис, согласно которому мышление и идеология не обязательно связаны с социальным положением их носителей; он отмечал особую роль идеологий в современном массовом оществе. По Гайгеру, атомизированное, характеризуемое безличностью и анонимностью отношений "массовое общество" - миф, изобретение теоретиков; "массовость" - лишь один из аспектов жизни общесва, где интимно-непосредственные и анонимно-дистанцированные отношения не исключают друг друга. Сфера проявления "массовости" - классовые, национальные и прочие движения. В них первичные, "общинные" ценности играют не свойственную им роль; "симпатия" вырождается в "пафос", формируется идеология. В других аспекте идеология трактуется как теоретико-познавательное понятие, как "атеоретичное, проступающее в теории".
Задача ученого, по мнению Гайгера, путем рефлексии нейтрализовать этот фактор. Отсюда следуют нормы научной этики: "ценностное воздержание", "аскетизм чувств" и т. п. В социально-политической сфере Гайгер рекомендовал всеобщее просвещение - "демократизацию разума", с тем чтобы место патетически-иррационального занял трезвомыслящий индивид, сознающий объективный характер социальных процессов и ограниченность человеческих возможностей. Начав как социал-демократ с деятельности по просвещению пролетариата и "формированию классового сознания", Гайгер пришел к либерально-реформистским взглядам, свойственным позитивистски ориентированному социальному мышлению.
Соч.; 1) Die Klassengesellschaft im Schmelz-liegel. Koln, 1949. 2) Aufbau und Stellung der Intelligenz in der Gesellschaft. Stuttg., 1949. 3) Ideologic und Wahrheit: eine soziologische Kritik des Denkens. Stuttg., 1953.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 799
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • "НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА"
  • “ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БОГАРДУСОВА ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦШ
  • Вайнлендская шкала социальной зрелости (vineland social maturity scale)
  • ГАЙГЕР
  • Гендер в социальной работе
  • знание-как и знание-что
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
  • Интерпретационные конструкты: к критике интерпретативного разума
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • отношение включения класса в класс
  • Переосмысление власти в социальной работе
  • Проблема социальной физики в XVII столетии
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Феминистская критика социальной политики
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
  • Шкала социальной дистанции Богардуса (Bogardus social distance scale)
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь