Мак-Дугалл (McDougall) Уильям


Мак-Дугалл (McDougall) Уильям
(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир - 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) - англо-американский психолог, основатель гормической психологии.
Биография. После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г.(бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак-Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он - преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности "Physiological Psychology" (1905) и "Body and Mind: A History and Defense of Animism" (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак-Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.
Исследования. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии. М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его "гормической психологии" как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Дугаллом на термин "склонность" - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) - еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, - агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое "эготическое", связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак-Дугалл - один из начинателей социально-психологических исследований, ввел само понятие "социальная психология" (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп ("душа группы"), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind. Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, Мак-Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology. L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена "множественной личности", здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш).
Сочинения. A contribution toward an improvement in psycholgical methods // Mind. 1898, 7, p. 15-33, 159-178, 364-387;
Pagan tribes of Borneo. V. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology. 2 ed., 1923; An Outline of Abnormal Psychology. 1926; Character and the Conduct of Life. 2 ed., L., 1927; Emotion and feeling distinguished // (Ed.) Reymert M.L. Feelings and Emotions. Worcester, 1928; в рус. пер.: Различение эмоции и чувства // Психология эмоций. Тексты, М., 1984; World Chaos. L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology. L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology. L., 1936; Psychology: Study of Behavior. 1912, 2 ed., L., 1952. Литература. Flugel J.C. McDougall and "Hormic" Psychology // A Hundred Jears of Psychology. L., 1933, pt. 4, chapter 7, p. 270-278;
W.McDougall: A Biography. (Ed.) Robinson A.L. Camb., 1943.

Психологический словарь. . 2000.


Просмотров: 1559
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • Гормическая психология (hormic psychology)
  • Динамическая психология (dynamic psychology)
  • ИНСТИНКТ
  • ИНСТИНКТ
  • ИНСТИНКТ СТАДНОСТИ
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Инстинкт
  • Инстинкт (instinct)
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру (clinical psychology graduate training)
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • Литература и психология (literature and psychology)
  • Мак-Дугалл (Mcdougall) Уильям
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Социальная психология (social psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Физиологическая психология (нередукционистский подход) (physiological psychology (nonreductionism))
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
  • инстинкт
  • инстинкт
  • инстинкт самосохранения
  • инстинкт сексуальный
  • инстинкт смерти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь