|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ понятие и регулятивный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида (‘О грамматологии’) и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. ДЕКОНСТРУКЦИЯ) преодоление метафизических терминов ‘начало’, ‘первопричина’, ‘присутствие’ — концепция Д. полагает конституирование начала как такового (читай: ‘присутствия’ — А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещения его иным началом. Д. есть ‘пространство повторения-замещения отсутствия’ (Деррида). Разрывая и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделению, Д., таким образом, выступает как операция различения (см. DIFFERANCE), призванная в статусе ‘неразрешимости’ раскрыть характер различия между началом и его ‘дополнением’. — По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполняет понятие ‘дополнение’. В то же время обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понятий и явлений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-себе-дополняющего составного репертуара определенного различения, адресованного ‘самодостаточному’ понятию ‘дополнение’, восполняющему тем самым собственную неполноту. Д. являет собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. ‘как структура’ и есть ‘изначальное’. То же, ‘что дополняется’, по мысли Деррида, есть ‘ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию’. Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями ‘Differance’ и следа (см. След); в то же время — в отличие от последних — Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность его дополнения. По Деррида, ‘...описание этого дополнения обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет’. В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливается различными ракурсами сопряженных истолкований природы мира. Д. трактуется: 1) как ‘нечто’, что дополняется посредством ‘прибавки’, ‘дополнения’, ‘сложения’ пары принципов или понятий как самодостаточных целых: ‘Д. кумулирует и аккумулирует присутствие’ (Деррида); 2) как то, что ‘до-полняет’, ‘доводит до полноты’, ‘восполняет недостаток’, ‘замещает место’: ‘... дополнение еще и замещает. Оно прибавляется только для того, чтобы произвести замену. Оно вторгается и проникает в чье-то место: если оно что-то и дополняет, то это происходит как бы в пустоте. Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение представляет собой заменитель, подчиненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не просто добавляется к позитивности присутствия, оно не производит никакого облегчения, его место обозначено в структуре пустотой’. Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система же, — для того чтобы быть замещенным дополнением, — должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы ‘извне’ некая полнота прибавляется к другой полноте; б) когда осуществляется дополнение, замещение, занятие пустоты — место дополнения атрибутивно отмечается в структуре самого начала. С точки зрения Деррида, настоятельно необходимо ‘признать, что некоторое дополнение существует в самом начале’: начала — это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. ‘Начало’ у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и ‘почато’. При этом собственно дополнение в качестве ‘дополнения начала’, согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет в процессе занятия места и возмещения отсутствия. Природа дополнения, по мысли Деррида, амбивалентна: оно ‘избыточно’ постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в определенном ‘возмещении’. По логике Деррида в рамках его понимания Д. как своеобразного /очень условно — А.Г./ ‘посредника’ бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополнения: данному началу требуется некоторое дополнение только в целях некоторого дополнения иного начала и т.д. Порождение ощущения ‘именно той вещи, чье появление она все время задерживает’ (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений. История философии. 2008. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|