МЕСТО


МЕСТО
    МЕСТО (греч. ?????, лат. locus) — часть пространства, центр соотношения физических тел. В античной философии понятие места было выдвинуто Аристотелем в противовес трактовке Платоном пространства (????) как вместилища тел и интеллигибельной материи, что позволяло дать онтологическое обоснование геометрии и геометрически правильных тел (Tim., 52a—53d). У Аристотеля пространство представляет собой “индивидуальное достояние” чувственно-воспринимаемых (физических) тел, т. е. место (Phys., 209 аЗО). Его подход к определению пространства-места связан с учением о первой сущности-субстанции, которая есть то, что обладает самостоятельным существованием (Мет., 1029 а, 1092 а17). В противовес геометрическому пространству Платона Аристотель настаивает на осязательно-физической трактовке пространства-места, которое позволяет понять движение как изменение места (Phys., 211 а12—211 ЬЗО). Место — граница движущегося, а для всех движущихся тел — абсолютная граница. В космологии Аристотеля в соответствии с принципом “подобное стремится к подобному” развивается учение о движении тела к естественному месту (О Небе, 310 b). Эти два понимания места как границы объемлющего и как естественного противоречат друг другу, что было отмечено уже Симпликием (Simplicius Corollarium de loco, 605,15). В “Топике” Аристотель развивает учение об общих логических местах — топосах диалога. В Средние века христианская идея креационизма существенно модифицировала понятие места. Тварный мир трактовался как совокупность мест, а Бог исключался и из пространства и из времени. Фома Аквинский проводил различие между физическим и духовным местом (locus corporalis et spiritualis) (Summa theol., 1,102,1).
    В философии Нового времени учение Аристотеля было подвергнуто критике (прежде всего Галилеем), и место отождествлялось с пространством и протяженностью. Декарт связывал место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место (Начала философии, II 13—15). Отождествление пространства с местом характерно, напр., для Л. Эйлера (Reflections sur l'espace et le temps, 1748, § XV). Согласно X. Вольфу, место — способ со* существования тел друг с другом.
    И. Кант, развивая “Топику” Аристотеля и раскрывая содержание трансцендентальной топики, называет трансцендентальным местом место, уделяемое нами понятию или в чувственности, или в чистом рассудке (Кант И. Критика чистого разума. М., 1998, с. 269), делая акцент на гносеологической характеристике места. Однако эта линия не получила в дальнейшем развития, и место в послекантовской философии трактовалось как единство пространства и времени, выраженное в изменении положения тел (К. Розенкранц). как расширение понятия протяженного пространства (О. Либман), как пространственное соотношение тел друг с другом (О. Кюльпе). Теория относительности А. Эйнштейна, введя принцип равноправия инерциальных систем, отказалась от поисков истинного “естественного” места тел, что и было подчеркнуто как физиками, так и философами науки 20 в. (Э. Касссирер, Г. Вейль, А. Эддингтон, В. Фок и др.). См. также Пространство, Время, Движение.
    Лит.: Зубов В. П. Пространство и время у парижских номиналистов 14 в. — В кн.: Из истории французской науки. М., 1950; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. M.,19SO; Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Асоян Ю. А. Учение Аристотеля о “естественных местах” и особенности античной культуры. — “Философские исследования”, 1995, № 1, с. 65—99.
    А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    аптерия, арена, арм, бамон, бардачок, бокс, буян, валище, взъём, вместилище, выгородка, выдержка, готовище, должность, домицилий, дуван, живун, зазеркалье, зазывище, земля, зимовник, зюзя, киленбан, койка, койкоместо, костище, кострище, край, кресло, кусок, лесбище, масть, машиноместо, местечко, местишко, местность, место действия, мшаник, навадок, недожин, недокос, нерестилище, номер, нычок, обдир, обдув, обсев, обсевок, овсянище, огнище, ожог, откидушка, отрывок, паль, пассаж, перевесье, перекрестье, перелаз, периней, подгар, поддубье, подлом, подмостье, поднавес, поднавесье, подпек, подседина, подсека, подсока, полка, положение, пост, приболотица, придворок, придворье, присада, прогар, прогарина, прогладь, пространство, пункт, работа, работенка, расседина, регион, ремиз, рисовище, ристалище, роль, росчисть, саж, сепаре, сиденье, скатище, скоблюшка, скотоместо, служба, сполиарий, срост, стация, стлище, сходелет, сцена, тещино место, тиходол, токовище, тоня, точка, тыкола, удбище, фермополион, фрагмент, хаут, хмелевище, хор, часть, шахман, эпизод, юртовище, явка, ягодник, ямыжник


Просмотров: 1440
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Восприятие Пространства
  • восприятие пространства
  • ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
  • ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ
  • знание-как и знание-что
  • Краниево место
  • Лобное место
  • Лобное место
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Место предстоятеля
  • место рабочее: поле информационное
  • Место стражей
  • Нарушения Восприятия Пространства
  • нарушения восприятия пространства
  • Низкие места
  • Предстоятельское место
  • РАБОЧЕЕ МЕСТО
  • РАЗЛИЧНЫЕ МЕСТА
  • святое место
  • Святые места
  • Судейское место, судилище
  • Тел-Авив
  • Тел-Авив
  • Тел-Авив
  • Тел-Мелах
  • Тел-Харша
  • Тел-Харши



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь