НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ


НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ
    «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (??????????? ?????????), «Первоосновы теологии», сочинение Прокла (5 в. н. э.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. «Н. Т.», вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла, написанное после «Платоновской теологии». Этим объясняется тот факт, что Прокл нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст «Н. Т.». Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них (Inst. th. 1—112) посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое - многое, производящее - производимое, выступление - возвращение, самодовлеющее - несамодовлеющее, самодвижное - движимое иным, вечность - время, целое - часть, предел - беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум - душа - тело), истекающего из сверхбытийного начала - единого (Inst. th. 20: «Выше всех тел - сущность души, выше всех душ - мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций - единое»). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-ботов, сферы ума (нуса) и души. «Н. Т.» не касаются проблем физики и этики.
    «Н. Т.» повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них - на всю средневековую философию; разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции ге-над-богов. Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» - латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения «Н. Т.». В 12 в. «Н. Т.» были переведены с греческого языка на латинский Вильемом из Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с «Книгой о причинах». Большое количество рукописей «Н. Т.» относится к 15-16 вв. В знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы 55 тезисов - заимствования из «Н. Т.». В 1587 Патрици делает новый латинский перевод «Н. Т.». 1-е изд. греческого текста «Н. Т.» Эмиля Портуса - в 1618; греч. издание Ф. Крейцера в 1822 и 1855.
    Изд. текста и переводы: Proclus. The Elements of Theology. A rev. Text with transi., introd. and comm. by E. R. Dodds. Oxf., 19632; Elements de Theologie. Trad., intr. et notes par J. Trouillard. P., 1965; Elementatio theologica, tr. Guillemo de Morbecca. Hrsg. ?. ?. Boese. Leuven, 1987; Elements of theology. Transi, by Th. Taylor. L., 1999; Прокл. Первоосновы теологии. Пер. и комм. А. Ф. Лосева. Тбилиси, 1972 (М., 1993).
    Лит.: Lowry J. M. P. The logical principles of Proclus' ??????????? ????????? as systematic ground of the cosmos. Amst., 1980; Hataway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof, - The structure of Being. A neoplatonic Approach. Ed. by R. Baine Harris. Norfolk, 1982, p. 122-136; Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Ubersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdlb., 1985.
    Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1350
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"
  • “КНИГА О ПРИЧИНАХ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СУММА ТЕОЛОГИИ”
  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Всех скорбящих радость
  • Голова всех голов
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
  • Лингвистика текста
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НАЧАЛА
  • Очи всех на Тя, Господи, уповают
  • ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,
  • начала
  • факт начала двукратного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь