“ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ”


“ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ”
    “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”, “Первоосновы теологии” (??????????? ?????????) — сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из самых поздних сочинений Прокла (написано после “Платоновской теологии”), который нигде не ссылается на него, тогда как последующие платоники (Псевдо-Дионисий, Дамаский) явно знают текст “Начал теологии”. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них посвящены категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиции (единое— многое, производящее—производимое, выступление— возвращение, самодовлеющее—несамодовлеющее, самодвижное—движимое иным, вечность—время, целое—часть, предел—беспредельное). Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (умдуша—тело), истекающего из сверхбытийного начала — Единого (параграф 20: “Выше всех тел — сущность души, выше всех душ — мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций — единое”). Остальные 99 параграфов характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. “Начала теологии” не касаются проблем физики и этики. Повлияли на сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, а через них — на всю средневековую философию (разумеется, и Псевдо-Дионисий, и другие христианские авторы не принимали прокловской концепции генаа-богов). Кроме того, в Средние века была чрезвычайно популярна “Книга о причинах” — латинская компиляция, составленная на основе арабского переложения “Начал”. В 12 в. были переведены с греческого языка на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквинский, хорошо знакомый и с “Книгой о причинах”. Большое количество рукописей “Начал теологии” относится к 15—16 вв.; в знаменитых тезисах Пико делла Мирандолы 55 тезисов — заимствования из них. В 1587 Патрици делает новый латинский перевод. 1-е издание греческого текста “Начал теологии” Эмиля Портуса — в 1618; греческое издание Ф. Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее издание с комментарием и английским переводом Э. Р. Доддса (1933,1963).
    Изд. текста и переводы: Proclus. The Elements of Theology, a rev. text with transi., introd. and comm. by Е. R. Dodds. Oxf., 1963; Elements de Theologie, trad., intr. et notes par J. Trouillard. P., 1965; Elementati (heologica, tr. Guillemo de Morbecca, hrsg. v. H. Boese. Leuven, 1987; Elements of theology, transi, by Th. Taylor. L, 1999; Первоосновы теологии, пер. и KOMM. А. Ф. Лосева. Тбилиси, 1972 (переизд. М., 1993), Лит.: Lowry ]. M. Р. The logical principles of Proclus' ??????????? ????????? as systematic ground of the cosmos. Amst., 1980; Hcttaway R. The anatomy of the neoplatonists metaphysical Proof— The structure of Being. A neoplatonic approach, ed. R. Baine Harris. Norfolk, 1982, р. 122—136; Boese H. Wilhelm von Moerbecke als Ubersetzer der Stoicheiosis theologike des Proklos. Hdib., 1985. См. также лит. к ст. Прокл.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1248
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ"
  • “КНИГА О ПРИЧИНАХ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СУММА ТЕОЛОГИИ”
  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ»
  • «НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «ПЕРВООСНОВЫ ТЕОЛОГИИ»
  • «СУММА ТЕОЛОГИИ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Всех скорбящих радость
  • Голова всех голов
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
  • Критика отвлеченных начал
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • начала
  • НАЧАЛА
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ
  • Очи всех на Тя, Господи, уповают
  • ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОЛОГИИ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
  • факт начала двукратного
  • ФИЛОСОФИЯ МОРАЛИ наука, в частности в католич. теологии,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь