Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 Гендерная психология



Гендерная психология


Гендерная психология
- область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.
Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития - психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности. Новыми являются такие понятия, как маскулинность, фемининность, андрогинность (см. Андрогиния), гендерные стереотипы. В разделе гендерной социализации преимущественно анализируется роль социальных институтов в полоролевом развитии мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Основными понятиями являются половые роли и адекватность их исполнения (см. также Полоролевая социализация).
Хотя данная область знания часто называется гендерной психологией, истинно гендерной она не является, так как большое число исследовательских работ, маркированных как гендерные, не опираются на гендерный подход.
Основная исследовательская методология такой гендерной психологии - полоролевой подход, в рамках которого женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием является неявное признание биологического детерминизма ролей, опора на психоаналитическое представление о врожденности мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, причем все социокультурные влияния заданы условиями гендерной социализации.
Для основной массы исследований, относящихся к области гендерной психологии, характерен единый методический прием, заключающийся в выделении двух групп разнополых испытуемых и диагностике конкретных психологических характеристик с целью сравнения их между собой. При этом используются традиционные психологические методы и методики. Подавляющее число отечественных гендерно-ориентированных исследований могут быть отнесены к этой группе.
Большая часть научных работ не ориентирована на изучение проблем социального неравенства между полами, порождаемого процессом гендерной социализации. В работах психологов не находят отражения наиболее значимые для гендерной теории такие проблемы, как: природа половых различий, оценка психологических различий между полами и их динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь человека и возможности личностной самореализации.
Перспективными исследованиями в рамках гендерной психологии следует признать исследования, направленные не на поиск различий в психологических характеристиках и особенностях поведения мужчин и женщин, а на поиск их психологического сходства; ориентированные на изучение продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также на анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной. Все это можно будет реализовать при условии переориентации на другие методологические основания развития данной области знания, то есть тогда, когда доминирующей для гендерной психологии станет не методология полоролевого подхода. Пока же развитие гендерной психологии будет характеризоваться лишь накоплением суммы фактов без возможности их обобщения и структурирования в новые концептуальные модели и схемы.
Gender psychology (англ.)
Литература:
Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. N 4.
Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. N 3.
Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992.
Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2.
Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2.
Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. N 3.
Он же. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2.
Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.
Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. N 3.
Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. N 3.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.
Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Oxford., 1975.
© И. С. Клецина

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. . 2003.


Просмотров: 2305
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований





Другие новости по теме:

  • "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • Гендерный подход в психологии
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Деятельностный Подход В Психологии
  • Журнал Прикладной Психологии
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Изоляция В Психологии Личности
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • Перформативная теория гендерной идентичности
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • Психология половых различий
  • Расстройство гендерной идентичности
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Создание гендерной идентичности средствами языка
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • Тренинг гендерной идентичности
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)
  • деятельностный подход в психологии
  • подход в психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь