Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
рациональность открытая и закрытаярациональность открытая и закрытая РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОТКРЫТАЯ И ЗАКРЫТАЯ — два типа функционирования рационального сознания и действия, отличающиеся установками по отношению к своим основаниям и предпосылкам. В случае закрытой рациональности вектор усилий направлен на утверждение и реализацию программы рационального сознания или действия, заданной имеющимися исходными ориентирами. Открытая же рациональность предполагает установку на совершенствование и развитие исходных ориентиров и предпосылок рационального сознания и действия вплоть до отказа от них и выработки новой системы исходных координат. В случае рациональной деятельности принципы закрытой рациональности реализуются в целесообразной деятельности, где задача сводится к поиску наиболее адекватных средств реализации заданной цели. В ситуации целеполагания, т.е. выбора рационального способа деятельности, имеет место открытая рациональность. В сфере рационального познания, прежде всего научно-познавательной деятельности, различие закрытой и открытой рациональности проявляется в установках по отношению к основаниям различных структур научного знания. Если мы выделяем некоторые предпосылки рационального познания, какой бы степени общности и широты охвата они ни были (это могут быть предпосылки научных картин мира, исходные основания фундаментальных или частных теоретических схем, исходные установки отдельных теорий или концепций, наконец частные гипотезы или утверждения), в принципе возможны две установки дальнейшей научно-познавательной деятельности на основе этих предпосылок. Одна из них направлена на деятельность внутри пространства, исходными координатами которого выступают заданные предпосылки. Познавательная деятельность такого рода может иметь своей задачей установление новых связей между элементами концептуальной системы, в основе которой лежат заданные предпосылки, ассимиляцию новой эмпирической информации в рамках указанной концептуальной системы, получение при ее помощи предвидений и т.п. Охарактеризованную выше деятельность можно назвать «рационально-познавательной деятельностью в режиме закрытой рациональности». Открытая рациональность предполагает установку на выход за пределы фиксированной готовой системы исходных познавательных координат. Условием открытой рациональности является установка на критический рефлексивный анализ имеющихся исходных предпосылок рационального сознания, выявление границ их познавательной возможности и тем самым открытие новых перспектив рационально-познавательной деятельности. Можно сказать тем самым, что закрытая рациональность в познании ориентирована на применение имеющегося концептуального аппарата, тогда как открытая рациональность связана с направленностью познавательной деятельности на совершенствование и развитие концептуального аппарата. Открытая рациональность — как в сфере науки, так и в сфере практики — предполагает перманентное развитие познавательных возможностей человека, горизонтов его постижения реальности. Эта напряженность творческих усилий сознания, направленного на неограниченное постижение человеком окружающего его мира и связанного с максимальной открытостью перед этим миром, напряженность, предполагающая критическую рефлексию по отношению к любым фиксированным «конечным» позициям мировосприятия, и составляет существо рационально-рефлексивной культуры на высоте ее возможностей. Определяющая установка, лежащая в основе идеи открытой рациональности в ее наиболее полном выражении и развитии, заключается, таким образом, в готовности к постоянному совершенствованию оснований мироориентации человека как свободного и ответственного субъекта, контролирующего и проблематизирующего свои позиции по отношению к объемлющему его миру, который всегда превышает возможности «конечного» его освоения. Охарактеризованное выше понимание рациональности как открытой на высоте ее возможностей, открывает путь к преодолению весьма распространенных представлений о противопоставлении рациональности свободе и творчеству. При понимании рационального сознания как открытого, сочетание понятий рациональности и свободы становится своего рода «осознанной необходимостью» творческих актов расширения горизонтов мироотношения, его «прорыва» в новые слои бытия. Подчеркивая значимость открытой рациональности, следует вместе с тем иметь в виду, что подобное подчеркивание никоим образом не следует истолковывать в духе принижения закрытой рациональности. Закрытая рациональность также носит продуктивный, в определенных ситуациях творческий характер, связанный с применением имеющихся концептуальных предпосылок в нестандартных ситуациях. Ее следует строго отличать от «догматической псевдорациональности». И в закрытой рациональности, и в догматической псевдорациональности деятельность осуществляется в рамках определенных парадигм. Принципиальное различие, однако, в том, каково отношение к основаниям этих парадигм. Догматизация происходит тогда, когда основания определенной рациональной позиции, исходные предпосылки ее парадигмы истолковываются как некие безальтернативные, бесспортные истины. B.C. Швырёв Лит.: Швырёв B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. С. 48—62. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|