Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
естественная установка сознанияестественная установка сознания ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА СОЗНАНИЯ — понятие феноменологии, означающее ментальную позицию человека в повседневной жизни. По Э. Гуссерлю («Опыт и суждение»), это наивная установка сознания, универсум его дорефлексивных очевидностей. Е. у. с. — это мир «само собой разумеющегося», непроблематизированного, но проблематизируемого; тотальность человеческого опыта, тождественная универсуму бытия. Он всегда «здесь, перед нами» как неоспоримая данность, принятая на веру. Е. у. с. — это целостный, переживаемый и интерпретируемый мир, включающий не только объекты обыденного сознания, но и факты научного мышления, непосредственно данные сознанию как «самоочевидные». Наука основана на Е. у. с. в той мере, в какой не ставит под сомнение «непосредственно данное». Е. у. с. включает в себя не только явления природы, вещи и живые существа, но и феномены общественной жизни и культуры. В пределах Е. у. с. мы не занимаем позиции осознанной рефлексии в отношении собственных действий. В ней сознание направлено не на сами действия, а на антиципируемые цели и результаты. В Е. у. с. Эго и его мотив неразрывны, а сам процесс не «тематизирован». Для Гуссерля анализ Е. у. с. является предпосылкой осуществления трансцендентально-феноменологической редукции — специфической когнитивной процедуры смены установки, т.е. перехода от Е. у. с. на уровень чистого сознания трансцендентального Эго. Смена установки с естественной на трансцендентально-феноменологическую означает «заключение в скобки» уникальных характеристик объектов и предикатов субъективности: онтологических смыслов, актов постижения, предпосылочности, наивной веры. Мир Е. у. с. «выводится из игры», его действие как ментальной установки сознания «приостанавливается». Редукция содержания предметного мира до уровня «феноменов» направлена на достижение самоочевидной основы познания — твердой породы всех форм научной и философской рефлексии. Все проблемы Е. у. с. сохраняют «базис значений» в трансцендентально-редуцированной сфере, выступая в поле чистого сознания Эго в предельно ясной и отчетливой форме как «редуцированные к сущности», как «центры мировых отношений». В поздних работах Гуссерля понятие Е. у. с. становится когнитивным основанием описания жизненного мира (Lebenswelt) — типически структурированной всеохватной сферы человеческого опыта и основы взаимопонимания в социальном мире. Ментальные конструкции жизненного мира, по Гуссерлю, первичны по отношению к теоретическим репрезентациям природы и культуры. Наука полагается лишь изощренным типом стенографии, если она не сопровождается анализом генезиса своих понятий из донаучной деятельности мысли и чувства. «Поздний» Гуссерл ь считал отрыв значений научных понятий от первичных значений жизненного мира главной причиной кризиса европейских наук и европейского человечества вообще. Если Гуссерль в целях исследования предельных оснований бытия и мышления «редуцировал» Е. у. с. до уровня трансцендентально-чистого сознания, то представители феноменологии социального мира полагают Е. у. с. главным предметом изучения. В феноменологической социологии данное понятие воплощает опыт интерсубъективности. В Е. у. с, утверждает А. Шюц, существование других людей столь же «естественно» и непроблематизируемо, как и бытие физических вещей. Это социально-феноменологическое априори, его неоспоримая данность. Интерсубъективность Е. у. с. манифестирована во Всеобщем тезисе Alter Ego — возможности схватить чужой поток сознания в «живом настоящем». Мир Е. у. с. организован в типы, удовлетворяющие потребности повседневных интерпретаций, и содержит набор типических ожиданий, что будущий опыт будет типически сходен с предыдущим. Потенциальный набор типичных ожиданий Е. у. с. выражен в ее фундаментальных идеализациях: «и так далее, и тому подобное» и «я могу сделать это снова». Они позволяют конструировать понятный и предсказуемый социальный мир с помощью рецептов, на которые можно положиться до тех пор, пока «все идет своим чередом». Н.М. Смирнова Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|