|
простоты принциппростоты принцип ПРОСТОТЫ ПРИНЦИП — эвристический принцип, обобщающий опыт познания, согласно которому при прочих равных условиях предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция теория, гипотеза, научно-исследовательская программа и т.п.). П. п. допускает различные интерпретации. Исторически первичной (восходящей к античности и Средним векам) можно считать метафизическую интерпретацию: объективный мир в своей основе разумен (рационален), П. п. является непременным атрибутом рациональности; следовательно, истинное знание о мире и путь к нему характеризуются П. п. Признаком П. п., сформулированным в терминах метафизики, в Средние века, напр., считалась минимизация исходных онтологических посылок рационального объяснения мира и его объектов. Такова позиция Оккама, выраженная в его методологической максиме «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» («He следует умножать сущности сверх необходимости»), которую он применял в полемике с аристотелизмом и платонизмом, отстаивая эмпирический фундаментализм и номинализм. Прагматическая интерпретация полагает П. п. как выражение естественного стремления к минимизации усилий для достижения практического результата любой деятельности (в гносеологическим аспекте П. п. выступает как требование «экономии мышления»). В методологии науки эвристическое содержание П. п. выражается в различных и не сводимых друг к другу требованиях: обобщения и схематизации опытных данных, использования адекватного математического аппарата в естественнонаучных и близких к ним теориях, формализации структуры теорий, выбора наиболее простой теоретической схемы объяснения и предсказания и т.п. Понимание «П.» научного знания зависит от стиля научного мышления, от философской и общенаучной картин мира. Напр., в механико-динамической картине мира И. Ньютона и его последователей «П. п.» природы понимался как возможность сведения всего мирового многообразия к фундаментальным законам механики и теории тяготения. «Природа при бесконечном разнообразии своих действий проста только в своих причинах, и мы видим в ней небольшое число законов, рождающих огромное число явлений часто весьма сложных...» Лаплас П. Изложение системы мира. Спб., 1861. Т. 1. С. 74). П. п. основных положений теории (естественнонаучной или математической) иногда идентифицируется с их очевидностью, интуитивностью. Так, Кант полагал геометрические постулаты Евклида априорными чувственными интуициями, а Пуанкаре подчеркивал связь между их интуитивной очевидностью и Природой. Однако подобные идентификации часто оказываются ошибочными; так, создание неевклидовых геометрий и общей теории относительности разрушило кантовский априоризм в понимании пространства. С тех пор, как методология науки отказалась от услуг метафизики, на первый план вышли попытки выразить П. п. через понятия, играющие ключевую роль в логико-методологических моделях структуры и развития научного знания. Природа научных теорий связывалась с эмпирической верифицируемостью (логический эмпиризм), фальсифицируемостью (К. Поппер), с числом независимых посылок, используемых теориями при объяснении эмпирических данных (с минимизацией добавочных объяснительных допущений) ( Г. Шлезингер). Е. А. Мамчур предложила экспликацию понятия независимости посылок через понятие инвариантности; при выборе теоретических положений из эмпирически эквивалентных систем следует предпочесть более простую, т.е. ту, предпосылки которой инвариантны относительно более широкой группы преобразований. Понятие инвариантности позволяет связать определенность посылок теории с их информативностью; это, в свою очередь, дает возможность выразить в точных терминах такие характеристики теории, как объяснительный потенциал или степень логической организации. П. п. как эвристический прием применим не только к структурным компонентам научных теорий, но и к выбору используемого в них математического аппарата. Предприняты попытки экспликации критерия П. п. физических гипотез через характеристические числа дифференциальных уравнений (Дж. Кемени) или путем ограничений на введение в теорию производных высших порядков для построения приблизительных математических моделей, допускающих последующие уточнения и усложнения (И.В. Кузнецов). Методологическая роль П. п. ощутима и в логике, где разрабатываются системы исчислений с минимальным числом аксиом и правил вывода; предлагаются логико-аналитические методы упрощения научных текстов без утраты их информативности, известны попытки связать эти методы с общей теорией систем (А.И. Уемов и др.); разрабатываются методы оценки П. п. научных теорий (Поппер и др.). П. п. входит в «сеть» методологических принципов науки (симметрии, дополнительности, неопределенности и др.), составивших предметную область междисциплинарных исследований, в которых принимают участие философы и ученые различных специальностей. В.Н. Порус Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|