ничто


ничто
        НИЧТО — онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей или бытия вообще. Противоположна таким понятиям, как нечто, сущее, бытие. В истории философии Н. часто отождествлялось с небытием. Иногда эти понятия разграничивались, причем небытие толковалось как более абстрактное, чем Н., отрицание бытия. Как самостоятельная категория впервые появляется у Демокрита в учении о бытии (атомах) и пустоте (Н. — o>8ev) в качестве условия существования множества, движения и изменения. Софист Горгий трактует Н. как оборотную сторону элейского бытия. В онтологии Платона и Аристотеля Н. (как «не-сущее» — ufpt)) — противоположность мира эйдосов, их «иное», материя для воплощения копий эйдосов. По отношению к эйдетическому бытию Н. — чистая возможность пассивность и зависимость, и эти качества оно привносит в каждую конкретную вещь. Платон отмечает, что Н., непознаваемое в строгом смысле, схватывается «незаконнорожденным суждением». У Плотина возникает тема тождества Н. и зла: суть зла в отсутствии или недостатке бытия. Позднее эта идея была использована христианской теодицеей, — в частности Августином, лишавшим зло онтологического статуса.
        В христианской философии античные представления о Н. использовались для толкования догмата о творении мира Богом из ничего (ex nihilo). H. занимает центральное место в христианской и исламской апофатике (Ареопагитики, Иоанн Скотт Эриугена, Ибн Рушд, Николай Кузанский), для которой адекватным путем приближения мысли к Богу было последовательное отбрасывание определенностей, что делало тождественными для познания божественную полноту и Н. Прямое отождествление Бога и Н. встречается в позднесредневековой философии: каббалистическая традиция, М. Экхарт и идущая от него традиция немецкой мистики. В этом же русле — построения Я. Беме и позднего Ф. Шеллинга, для которых всякое нечто есть самоограничение раскрывающегося Бога, а Бог в себе — Н. и «безосновность». В начале XIX в. Ф. Г. Якоби вводит в оборот понятие «нигилизм» (не без опоры на исторические коннотации nihil) как характеристику философии И.Г. Фихте и Шеллинга. (Связь Н. и нигилизма в дальнейшем тематизируют Ф. Ницше и М. Хайдеггер.) Г.В.Ф. Гегель включает Н. (Nichts) в свою систему «Логики», где оно становится — синтезируясь со своей диалектической противоположностью, бытием — исходным пунктом движения категорий. В его «Логике» заметно функциональное отличие Н. как конкретно-негативного полюса каждой позитивности от небытия как более абстрактной противоположности бытию. Так, Н. по отношению к сущности (а не к бытию) имеет собственный термин — Nichtig. У С. Кьеркегора тема Н., связанная с анализом переживания греховности, вбирает в себя богословский и психологический аспект, впервые описывая феноменологию данности Н. в сознании («Понятие страха»). В целом в философии 19 — начала 20 вв. интерес к проблеме Н. угасает, что связано с упадком традиционной метафизики. А. Шопенгауэр, Ницше и А. Бергсон отвергают даже осмысленность понятия Н. Однако уже в философии постверсальской Европы нарастает интерес к метафизическому ресурсу категории Н. Фундаментальную роль играет концепт Н. в философии Хайдеггера и Ж.П. Сартра. Хайдеггер собирает воедино многие мотивы западноевропейской и, возможно, восточной темы Н. Ощутимо влияние негативной теологии, рейнской мистики, Шеллинга, Кьеркегора. Особое переживание зависания сознания в безосновности Н. является, по Хаидеггеру, едва ли не единственным путем обретения утраченной целостности бытия и аутентичности человеческого существования («Что такое метафизика»). Сартр особо разрабатывает тему тождества Н. и свободы: Н. приходит в мир вместе с человеческим сознанием (человек — «дыра» в бытии) и позволяет ему вырваться из плотного овеществленного мира в измерение абсолютной свободы («Бытие и ничто»). В целом, для ряда течений 20 в. характерно стремление реставрировать проблему Н. (неопротестантская теология, православная религиозная философия в России, экзистенциализм).
        См. также Бытие.
        АЛ. Доброхотов
        Лит.: Рубене М.А. Онтология и «ничто» у М. Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига. 1988; Петров В.В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса // Историко-философский ежегодник'96. М., 1997; Sein und Nichts in der abendlandischen Mystik. Freiburg im Br. — Basel, 1984.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    абсолютный нуль, десятая спица, зеро, козявка, маленький человек, мелкая сошка, мелкота, мелочь, мелюзга, миздрюшка, мыльный пузырь, на голом месте плешь, не велика птица, небытие, ни одно никакое дело, ни одно никакое явление, никакой предмет, никто, ничего, ничтожество, ничтожность, ничтожный человек, ноль, ноль без палочки, нуль, отставной козы барабанщик, песчинка, пешка, пигмей, последняя спица в колеснице, прыщ на ровном месте, пустое место, пустой звук, пустота, пшик, пятая спица в колеснице, стрюцкий, тля, червь, червяк, шантрапа, шваль, шишка на ровном месте, шушваль, шушера


Антонимы:
  • все


Просмотров: 811
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • БЫТИЕ И НИЧТО. ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ
  • Дух позитивной философии
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • универсалии в западноевропейской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь