Монадология


Монадология
        «МОНАДОЛОГИЯ» («Monadologie») — написанное в 1714 и впервые изданнное в 1720 сочинение Г.В. Лейбница, в сжатой и систематичной форме излагающее основные идеи его философской системы. Основным понятием данной работы является понятие монад — нематериальных, бестелесных «простых субстанций», «истинных атомов природы», «элементов вещей» (Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1982. С. 413). Лейбниц утверждает наличие в неделимых и неуничтожимых монадах беспрерывного изменения, происходящего из внутреннего принципа, деятельность которого называется им стремлением. В монадах различаются восприятия (перцепции) и сознание (апперцепция). Все монады Лейбниц делит на сотворенные и несотворенные. Среди первых он выделяет примитивные монады, затем души — «все, что имеет восприятия и стремления» (Там же. С. 416), и духи, познающие необходимые и вечные истины и обладающие разумом и науками. Совокупность же всех духов Лейбниц называет «Градом Божьим», или «Вселенской Монархией» (Там же. С. 428). Необходимая и несотворенная монада — это Бог, в котором «заключается источник не только существований, но также и сущностей» (Там же. С. 420). Бог выбирает из возможных миров наилучший, который и является действительным; по этой причине «вещи не могли бы быть иными» (Там же. С. 423)..
        Действие монад выражается в отчетливых восприятиях, а страдание — в смутных. Принципиальный тезис Лейбница состоит в том, что монады являются замкнутыми: «Монады вовсе не имеют окон» (Там же. С. 4 413). Монада является «постоянным живым зеркалом универсума» (Там же. С. 422); «но отчетливее представляет она то тело, которое с ней связано и энтелехию которого она составляет» (Там же. С. 424). Поскольку монады оказываются замкнутыми и непроницаемыми, их взаимную согласованность, равно как и взаимодействие души и тела, Лейбниц объясняет существованием предустановленной гармонии.
        «М.» внесла значительный вклад в дальнейшее развитие теории познания. Именно в ней Лейбниц выделяет «два великих принципа», на которых основывается рассуждение: принцип противоречия и принцип достаточного основания. Но если принцип противоречия был хорошо известен еще со времен Аристотеля, то классическую формулировку принципа достаточного основания впервые дал Лейбниц: это есть принцип, «в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны» (Там же. С. 418). Наряду с этим, в «М.» дано важное различение «двух родов истин»: «Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны, и противоположное им возможно» (Там же). При этом Лейбниц особо отмечает аналитичность истин разума. Кроме того, он выделяет «малые восприятия» (Там же. С. 416), или бессознательные восприятия, чем вносит немалый вклад в проблематику сознательного/бессознательного. В «М.» Лейбниц придает новое звучание априорному и апостериорному, связывая первое с разумными, а второе — с опытными основаниями. Сами же априорные и апостериорные доказательства, образцы которых Лейбниц приводит, рассматриваются им в комплексе и с разных сторон доказывают одно и то же положение. Тем самым, в «М.» сложилась традиция априорных и апостериорных доказательств, в существенных чертах воспроизводимая вплоть до сочинений представителей нем. идеализма в 20 в.
        А.Н. Круглов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 582
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН
  • ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП
  • ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ
  • Конструктивные теории восприятия
  • ЛЕЙБНИЦ
  • ЛЕЙБНИЦ
  • ЛЕЙБНИЦ
  • ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ фон
  • Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм
  • Лейбниц Г.В. Отрывки
  • Лейбниц Готфрид
  • Лейбниц Готфрид Вильгельм
  • Лейбниц Готфрид Вильгельм / Leibnitz, Gottfried Wilhelm
  • ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • Основания диалектики
  • ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП
  • Развитие Восприятия
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • достаточного основания закон
  • достаточного основания принцип
  • основания науки
  • предвосхищение основания
  • развитие восприятия
  • развитие восприятия в онтогенезе
  • сочинения, светоч истины распространяющие
  • философские основания науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь