Основания диалектики


Основания диалектики
        «ОСНОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ» — Первое издание «О. д.» Пьера де ла Раме, вышедшее в Париже в 1543 г. вместе с другим его трудом «Обвинения против Аристотеля» (Ramus P. Dialecticae institutiones. Aristoteli-с а е animadversiones. P., 1543), где он подверг резкой критике «Органон» Аристотеля, сразу же привлекло к себе внимание ученого сообщества и сделало проблему метода предметом широкой дискуссии, которая не утихала вплоть до Декарта и которой Декарт придал второе дыхание.
        Суть возражений, выдвинутых П. Раме в адрес Аристотеля, можно свести к следующему: 1) логика Аристотеля темна и непонятна, у него нет определения логики и четкого разграничения ее частей; 2) она чрезмерно искусственна и не соответствует реальной практике аргументации и исследования истины; 3) сам Аристотель нигде не придерживается тех правил, которые установил в «Аналитике»; 4) его тексты дошли в искаженном виде, а их единство сомнительно; 5) его учение о категориях и предикабилиях бесполезно; 6) его учение о суждении и силлогистике искажено учением о модальностях, обращениях суждений и косвенных доказательствах; 7) учение о доказательстве не занимает в его логике должного места; 8) он смешивает логику и риторику; 9) его логика не содержит учения об открытии.
        Диалектику Раме определяет в духе Цицерона как «способность рассуждения» (virtus disserendi, diputatrix virtus) (Dial. Inst. 5, 25—30). Он исходит из того, что человеческому разуму присуща «естественная диалектика» (dialectica naturalis), которую вложил в нашу душу Бог вместе с «вечными образцами». Эта диалектика выступает в качестве естественной предпосылки всякого знания и без нее не может обойтись никакая наука. Для Раме «естественная диалектика, т.е. Ingenium, ratio, mens, образ Бога, прародителя всех вещей, а потому свет благодати божьей и подобие (aemula) вечных светов — специфическое свойство человека (hominis propria), так как она врождена ему» (Dial. inst. 6r, 10—15). Ее принципы получаются не путем индукции, как принципы частных наук, — они очевидны. Раме выделяет три источника (книги) знания: 1) вечные образцы, запечатленные Богом в наших душах; 2) наблюдение природы; 3) деятельность (manus) и язык (Dial. Inst. 5, 45—52). Искусство диалектики (ars dialectica), т.е. искусственная диалектика (dialectica artificalis), определяется Раме как учение о том, как следует рассуждать (doctrina disserendi). Оно опирается на природную способность (vis) и в искусствах проявляется в виде наставления (admonitio), совета (consilium) и предписания (praeceptio) действовать в соответствии с природой, а потому учит законам природы (leges naturae) и указывает надежный путь, не позволяющий ощибаться в процессе рассуждения (Dial. inv. 8, 5—13). Топы (loci) у Раме являются не только концептуальными элементами аргументации, но и выступают в качестве ориентиров, указывающих, в каком направлении следует искать решение проблемы.
        Связь Раме с цицероно-стоической традицией обнаруживается, в частности, в том, что искусство (ars) он понимает не как приобретенную способность (habitus) рассудка, а как систему, а именно, как основанную на системе постулатов теорию методов, которых следует придерживаться в научном познании. Но в отличие от последователей Цицерона, он не рассматривает риторику как улучшенную диалектику, а, напротив, строго их разграничивает. Предметом диалектики является разум (ratio), предметом риторики — речь (oratio). Риторика исследует только языковую форму и включает в себя два раздела: учение о стиле (elocutio) и декламации (pronuntiatio). Диалектика же включает в себя теоретическую часть (ars), которая распадается на два раздела: inventio (нахождение аргументов) и dispositio, или iudicium (изложение и проверка логических связей понятия), а также практическую часть — exercitatio (прикладная логика).
        В соответствии с этой структурой Раме определяет основные задачи диалектики. Задача inventio (букв.: открытие, обнаружение) состоит в том, чтобы найти относящиеся к предмету рассуждения точки зрения, топы (loci), или «места аргументов» (sedes argumentorum), и затем проверить их правильность. Эти «места аргументов», содержательно соответствующие девяти категориям Р. Агриколы (causa, effectum, subjectum, adjunc-tum, dissentanea, comparata, difmitio, distribution), служат для образования как диалектических, так и аподиктических умозаключений. Раме не противопоставляет диалектику и аналитику, как этот делал Аристотель, а рассматривает диалектику как общую доктрину, составной частью которой является аналитика. Правда, в духе Аристотеля он понимает inventio как inventio argumenti (нахождение аргумента) и сводит его к нахождению среднего термина. Однако inventio medii (нахождение среднего термина) он трактует не как достижение точной формулировки понятия, а как нахождение такой точки зрения, которая позволяет установить связь аргумента с конкретной проблемой (quaestio). В качестве таких точек зрения и выступают девять вышеуказанных категорий. Поэтому одна из главных задач inventio состоит в том, чтобы подвести под категориальное понятие материал, относительно которого должно быть вынесено решение в iudicium.
        Вторая часть диалектики — iudicium (букв.: суждение, оценка) — включает в себя теорию силлогизма, учение о методе и учение об идеях. Такая структура обусловлена взглядом на познание как на диалектический процесс, в ходе которого данное человеческому духу смутное знание истины через ее рациональное осознание возвышается до созерцания чистых идей. Учение об истине, таким образом, связывается не с учением о суждении, а с учением об идеях. Силлогизм, имеющий вид энтимемы, Раме определяет как расположение (disposi-tio) аргумента в контексте определенной проблемы (quaestio), связанной, как правило, с поиском среднего термина на основании определенных точек зрения (loci) (Dial. Inst. 20,18—20). Силлогизм для Раме — это, прежде всего, комплекс проблем, а не отношение понятий.
        Задача учения о методе состоит в том, чтобы знание отдельных фактов расширить до системы, охватывающей любой вид знания. Аристотелевская логика, ограниченная родо-видовыми отношениями понятий и ничего не говорящая о бытии как таковом, по его мнению, для этого не годится. Диалектика же Платона, не разрывающая логику и онтологию и направленная на бытие как таковое, способна выполнить эту задачу (Dial. Inst. 3,40—50), Метод диалектики состоит в последовательном применении определения и деления. Сначала мы должны определить и объяснить предмет как целое, а затем поделить на составляющие его существенные части (res enim primum universa definienda, &explananda: deinde in partes diducen-da est) (Dial. inst. 27, 21—24). Познание отдельных фактов осуществляется через познание общих сущностей путем нисхождения от общего к частному. Так как наряду с неизбежными фактами существуют изменчивые факты, то с помощью такого метода получаются как необходимые, так и вероятные знания (Dial. Inst. 31, 30-32).
        Учение о методе у Раме связывает, таким образом, силлогистику с учением об идеях, которое составляет третью ступень iudicium. Задача диалектики на этой стадии состоит в том, чтобы прояснить предпосылки всякого знания. Последней предпосылкой всякого знания является Бог, и основная задача диалектики состоит в том, чтобы подняться до Бога. Сам по себе человек способен познать только отражения вещей. Но, благодаря божьей благодати, подарившей нам свет прозрения (lumen naturale), диалектика способна возвысить человеческий дух над чувственным бытием и привести его к познанию истинного бытия. С помощью идей, которые Раме рассматривает как искры божественного духа, человек возвышается до познания истоков всех вещей (fbntes omnium rerum) (Dial inst. 37, 29).
        Этот процесс охватывает три стадии. На первой мир предстает перед человеком во всей своей полноте и многообразии, на второй — мир открывается ему как гармоническое и закономерное целое. На этой стадии в познание приходит ясность и порядок. Раме подчеркивает при этом большую роль математики в познании законов бытия, но трактует ее в духе пифагорейской философии (Dial. Inst. 39—40). На третьей стадии человек достигает познания высших ценностей и, наконец, самого Бога — глубочайшего основания всякого мышления и бытия.
        Задача практической стадии — exercitatio — состоит в том, чтобы таким образом обоснованную диалектику применить к познанию фактов (Dial. Inst. 43, 30— 52). Однако exercitatio (букв.: осуществление), задача которого состоит в том, чтобы логически объяснить факты и которое представляет собой прикладную логику, уже предполагает знание истины. Это знание нельзя получить дискурсивным путем, а только интуитивно, посредством lumen naturale (Dial. inst. 50, 25— 30). Если некоторый факт истинен и последовательно доказан, то из него можно с помощью учения о методе снова обосновать систему постулатов (Dial. Inst. 50, 37—45). Благодаря этому теоретически обоснованная система получает свое практическое обоснование, завершая тем самым процесс познания. У ж е в следующем (1546) издании «О. д.» Раме отбрасывает платоновскую теорию идей, сближая свое учение о диалектике с аристотелевским; в последующих изданиях такое сближение становится все более тесным.
        С.Г. Секундант

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1228
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь