РАМЕ


РАМЕ
(Ramee) Пьер де ла (латинизир. Петрус Рамус, Petrus Ramus) (1515—1572) — фр. гуманист, философ, логик. За борьбу против схоластики был отстранен от преподавания в Парижском ун-те (1544), но в 1551 назначен проф. Коллеж де Франс. Приняв в 1561 кальвинизм, был вынужден бежать из Франции (1568). Читал лекции в Гейдельберге. Затем возвратился в Париж. Был убит на третий день после Варфоломеевской ночи.
В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Р. выступил с резкой критикой схоластического аристотелизма («Все, что сказано Аристотелем, ложно»). В своей философии Р. отстаивал приоритет разума перед авторитетом. Схоластике с ее отвлеченными спекуляциями Р. противопоставлял идею логически обоснованного и практически ориентированного метода, т.н. искусства изобретения. По мысли Р., средством создания такого метода должна служить «новая» логика, которая призвана изучать «естественный процесс мышления». Под влиянием идей Цицерона Р. выступал за сближение логики с риторикой. Логические взгляды Р. оказали воздействие на Г.В. Лейбница и логику Пор-Рояля. «Диалектика» (1555) Р. — первая филос. кн. на фр. языке.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


РАМЕ
(Rame)
Пьер де ла (род. 1515, Кю, близ Суассона – ум. 26 авг. 1572, Париж: был убит в Варфоломеевскую ночь) – франц. философ, логик. 1562 знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507-1589) продолжил этот путь реформы логики.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


РАМЕ
(Ramee), Пьер де ла (латиниз. Р а м у с – Ramus) (1515 – 26 авг. 1572) – франц. философ-гуманист. Выходец из бедной семьи, Р. сумел закончить Парижский ун-т. В магистерской диссертации (1536) Р. защищал тезис: "Все, что сказано Аристотелем, ложно". Преподавал во мн. учебных заведениях; за борьбу против схоластики был отстранен от преподавания, но в 1551 был назначен профессором Коллеж де Франс; его лекции пользовались огромным успехом. Переход в кальвинистский протестантизм (1561) навлек на Р. новые преследования, из-за к-рых он неск. раз был вынужден покидать Париж. Во время Варфоломеевской ночи Р. был зверски убит.
Как протестантский мыслитель, Р. требовал возвращения к "чистой" теологии Священного писания.
Роль Р. в философии определяется борьбой против схоластики, схоластизированного Аристотеля и выдвижением проблемы создания нового науч. метода. Выступая против авторитетов, Р. заявлял, что "нет никакого авторитета выше разума" ("Scholae mathematicae", 1569, I, III, p. 78), что "человек имеет в себе естественную способность познать все вещи" ("Dialectique", 1555, р. 69). Согласно Р., наблюдение и опыт – начальный этап познания; важнейшее значение в ускорении и облегчении познания имеет истинный метод, правила к-рого должны быть почерпнуты из изучения различных проявлений человеч. духа, гл. обр. из изучения антич. писателей и поэтов. Большой интерес проявлял Р. к математике, ценя ее за возможность практич. применения. Целью знания он считал установление господства человека над природой; логика призвана указать кратчайший путь к искусству изобретения. Сильный в критике схоластич. аристотелевской логики, Р. в позитивной части своей логики ("Установления диалектики" – "Institutiones dialecticae", P., 1543) в основном примыкал к Цицерону и Квинтилиану. Новым, в частности, является у него деление логики на две части: 1) понятие и определение, 2) суждение, умозаключение, метод.
В. Кузнецов. Москва.
Р. критиковал систему категорий Аристотеля на том основании, что она, по его мнению, не дает возможности классифицировать на ее базе логич. методы. Вместе с Валлой он порицал разрыв логики с риторикой. Через посредство Томазия Р. оказал нек-рое влияние на Лейбница как основоположника символич. логики (в частности, по вопросу об использовании нек-рых фигур силлогизмов для доказательства определ. правил т.н. обращения предложений). Много внимания Р. уделял проблеме т.н. "логических мест" (loci communes), т.е. обоснования или позиции, с к-рых ведется доказательство: он различал в этой связи 5 первичных и 9 производных "мест изобретения". По Р., вопрос об универсалиях – псевдопроблема, а содержание ср.-век. логич. трактатов "о свойствах терминов" (de terminorum proproetatibus) нуждается в максимальном упрощении. Настаивая на изучении в логике "естественного хода... мышления" (см. "Aristotelicae animadverbiones", P., 1543, Lib. 1, p. 7), он выступил предшественником логич. психологизма. Делая акцент на введении в логику раздела о ее методологич. основаниях, Р. оказал сильное влияние на структуру позднейших руководств по формальной логике и, в частности, на Пор-Рояля логику.
Н. Стяжкин. Москва.
Логика Р. и его взгляды в целом ("рамизм") быстро распространились не только в протестантских, но и в католич. странах (Италия и Испания). Сближение логики с риторикой (а не с опытом), характерное для Р., не было прямым путем ни к методу Бэкона, ни к методу Декарта. Оно оказало положит. влияние лишь косвенно (как критика схоластич. метода).
Соч.: Prooemium mathematicum, P., 1567; Collectaneae, P., 1577; Scholae In tres primas liberales artes, p. 1–3, P., 1581–94; Scholarum physicarum, Francofurtl, 1583; Commentarlorum de religione christiana libri quatuor, Francofurti, 1583; Scholae metaphysicae, Francofurti, 1610.
Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, т. 4, П., 1915, с. 120; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 37–38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 312; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963, с. 288; Darjes J. G., Via ad vertatem commoda..., 2 ed., Jenae, 1764, p. 275–88; Waddington Ch., De P. Rami vita, scriptis, philosophia, P., 1848; его же, Ramus (Pierre de la Ramee). Sa vie, ses ecrits et ses opinions, P., 1855; Desmaze Сh., P. Ramus. Sa vie, ses ecrits, sa mort, P., 1864; Cantor M., P. Ramus, ein wissenschaftlicher Martyrer des sechzehnten Jahrhunderts, "Protestantische Monatsblatter" von Gelzer, Gotha, 1867, Bd 30, S. 129–42; Lobstein P., Petrus Ramus als Theologe..., Stras., 1878; Graves F. P., Peter Ramus and the educational reformation of the sixteenth century, N. Y., 1912; Nelson ?. ?., P. Ramus and the confusion of logic, rhetoric, and poetry, [Ann Arbor, 1947]; Hooykaas R., Humanisme, science et reforme. Pierre dela Ramee, Leyde, 1958; ?ng W. J., Ramus. Method and the decay of dialogue, Camb. (Mass.), 1958.
В. Кузнецов. Москва

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


РАМЕ
    РАМЕ Пьер де ля (Петр Рамус, Pierre de la Ramee, Petrus Ramus) (1515, деревня Кю в Пикардии — 26 августа 1572, Париж) — французский философ, математик, физик, богослов и филолог. Происходил из старинного, но обедневшего рода. Двенадцати лет он стал слугой дворянина де ла Бросса, чтобы иметь возможность слушать лекции в Парижском университете, по окончании которого сам стал преподавать в нем. Издание книг “Подразделение диалектики” (Dialecticae partitiones) и “Замечания на Аристотеля” (Aristotelicae animadversiones) в 1543 с нападками на освященную именем греческого философа систему наук и образования привело к осуждению этих сочинений Раме и запрещению их автору заниматься преподаванием философии. С 1551 был профессором Коллежа де Франс, где специально для него была открыта кафедра красноречия и философии. “Диалектика” (Dialectique. Р., 1555) — первая философская книга на французском языке. В 1559 издал латинскую грамматику, в 1560 — греческую, в 1562 — французскую. В 1561 перешел в кальвинистское вероисповедание. В 1568—70 путешествовал по Германии и Швейцарии, читая в университетах этих стран курсы по философии, математике, филологии. Вернувшись в Париж, Раме как гугенот не был допущен к преподаванию. Убит в Варфоломеевскую ночь. Раме настаивал на том, что метод есть отличительная черта науки, логику рассматривал как инструмент познания истины, для чего ее главным предметом должно быть не выяснение значения слов, но постижение законов мышления.
    Лит.: Матвиевская Г. П. Рамус. 1515-1572. М., 1981; Nelson N. E. Reter Ramus and the confusion of logic, rhetoric, and poetry. Ann Arbor, 1947.
    О. Ф. Кудрявцев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1129
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «НАУКА ЛОГИКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АЛГЕБРА ЛОГИКИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • Вначале был Праджапати
  • Вначале был Пуруша
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Наука логики
  • НАУКА ЛОГИКИ
  • О природе логики
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Сумма логики
  • Философия логики
  • Что значит быть летучей мышью?
  • язык логики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь