логические исследования в россии и ссср


логические исследования в россии и ссср
        ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И СССР — развитое направление научных исследований, результаты которого получают международное признание. Оно стало интенсивно развиваться несколько позже, чем в Европе и США. С 10 в., когда на Руси появились сочинения, содержащие логические знания (пер. первой части «Источника знания» Иоанна Дамаскина, называемой «Диалектика» и излагающей некоторые идеи Аристотеля), и до второй половины 19 в. логика в России была преимущественно учебным предметом в системе др. философских дисциплин. Об ее развитии можно говорить, главным образом, в смысле поиска более удачных дидактических приемов. «Жидовствующие» (группа еретиков), поселившиеся в Новгороде в 1470, принесли с собой знания основных понятий логики в изложении М. Маймонида. A.M. Курбский (около 1528—1583) рассматривал «внешнюю философию», включавшую начала логики, как необходимый элемент христианского образования. Им было переведено сочинение И. Спенгенберга «О силлогизме», где излагались начала логического учения. С созданием Еллинско-греческой (позднее Славяно-греко-латинской) академии в 1685—1687 логическое образование стало приобретать достаточно регулярный характер. Логика читалась и в Киево-Могилянской академии. В ун-те при Петербургской Академии наук в 1725 была открыта кафедра логики и метафизики. Л. Эйлер (1707—1783) почти четверть века работавший в Петербурге, затрагивал вопросы учения о суждении и силлогизме в «Письмах к германской принцессе о различных предметах физики и философии». Первым проф. Московского ун-та по кафедре логики, метафизики и практической философии был И. - Г. Фроманн; после него в 1765 кафедру занял Д.С. Аничков (1733—1788). М.В. Ломоносов касался логических вопросов в «Кратком руководстве к риторике» (1744) и в «Кратком руководстве к красноречию» (1748). Во второй половине 18 в. в России все активнее стали издаваться учебники по логике (П. Макария, Я.П. Козельского, А.Т. Болотова, И. Мочульского и др.). Особенно важное значение для становления логики в России было издание в 1765 книги «Логика» X. Вольфа в рус. пер.
        В начале 19 в. в России открылся ряд ун-тов (Юрьев, 1802; Казань, 1804; Харьков, 1805; С.-Петербург, 1819), что способствовало существенному увеличению спроса на логическую литературу. Так, с 1806 го по 1820 едва ли не каждый год выходили книги по логике (П. Богданова, А.С. Лубкина, И. Ивашковского, П.Д. Лодия и др.). Логика преподавалась также в духовных академиях (Казань, Киев, Москва, С.-Петербург) и семинариях (Воронеж, Вятка, Коломна, Нижний Новгород, Псков, Симбирск, Тверь и др.). Учебник «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах» увидел свет еще в 1803. Когда в 1850 вышло Высочайшее повеление Императора Александра II об ограничении преподавания философии в ун-тах и Ришельевском Лицее логики и психологии, то «чтение оных» было возложено на профессоров богословия. Программа логики была составлена в Московской Духовной академии и разослана во все ун-ты. Ее содержание фактически совпадало с содержанием программ, которые использовались до «ограничения» в светских ун-тах. Введение в действие в 1863 нового Устава ун-тов и возобновление преподавания в них философии послужило причиной «оттока» ученых из Духовных академий (где философские предметы были представлены весьма основательно) в ун-ты, что, в целом, способствовало укреплению философских кафедр, равно как и расширению спектра философских курсов. Православные журналы («Вера и разум», «Православный собеседник» и т.д.) постоянно помещали статьи по логической проблематике. Создание Московского психологического (1885) и Петербургского философского обществ (1898), открытие журнала «Вопросы философии и психологии» (1889) отражало резко возросшую активность философского (и логического) сообщества. К концу 19 в. в России были представлены едва ли не все направления мировой логической мысли. Переводились и издавались труды ведущих западных логиков. М.И. Каринский (1840—1917) предложил оригинальную классификацию логических выводов (1880), которую пытался пересмотреть Л.В. Рутковский (1859—1920) в 1889; Н.Я. Грот (1852—1899) ставил вопрос о реформе логики (1882), которую он трактовал как учение об умственных процессах; предпринимались попытки логического осмысления природы научных понятий (Н. А. Шапошников — понятий этики, Г. Веревский — психологии и т.д.). Вышли в свет достаточно глубокие работы по истории логики (М.И. Владиславлева, М.М. Троицкого, П. Лейкфельда). Наконец, появились высококлассные работы в области математической логики (П.С. Порецкий, В.В. Бобынин, И.В. Слешинский, Е.Л. Буницкий), претендовавшей на независимость от философии и тем более психологии. П.С. Порецкий (1846—1907) первым в России прочитал в 1888 в Казанском ун-те курс математической логики.
        В логической мысли России 19 — начала 20 вв. доминировали психологизм и антропологизм, согласно которым логика должна заниматься анализом «реального» мышления, а не изучением последствий нормативного характера логических законов и соответствующих им принудительных конструкций. Такого рода установки тормозили развитие логики в ее математической форме, но в эвристическом плане иногда оказывались весьма плодотворными. Так, в начале 20 в., когда можно говорить о расцвете логических исследований дореволюционного периода, Н. А. Васильев (1880—1940) в своей «воображаемой логике» (1910—1914), предвосхитившей открытие ряда неклассических логик, исходил из явно выраженных «психологических» мотивов. Психологизм пронизывал теорию как дедуктивных, так и индуктивных умозаключений. И.И. Ягодинский (1868, не ранее 1928) в книге «Генетический метод в логике» (1909) проводил мысль о том, что законы и приемы логики эквивалентны аксиомам и приемам психологии, а генетический метод показывает, как логическое возникает на определенной стадии развития человека. Часто логику и психологию преподавали одни и те же лица, а Московское психологическое общество включало в себя и философов, и логиков. Для логики в России начала 20 в. было характерно не только наличие высокопрофессионального научного сообщества, члены которого постоянно общались с западными коллегами и высказывали весьма оригинальные идеи (напр., А.И. Введенский и И.И. Лапшин сомневались в универсальности закона (не) противоречия), но и работали по всему фронту логических исследований: СИ. Поварнин развивал логику отношений и логику спора, Н.О. Лосский — интуитивистский подход к познанию, нашедший отражение и в его логических воззрениях, К.Ф. Жаков — эволюционный подход к логике, П. А. Флоренский настаивал на «антиномичности» познания, так же, как и Н.А. Васильев, предвосхищая (весьма в неопределенном, впрочем, виде) идеи паране-противоречивости.
        Октябрь 1917 и последующие события, связанные с ликвидацией историко-филологических факультетов, оказали пагубное влияние на состояние логической мысли. По существу, в качестве «гуманитарной» науки она перестала существовать. Неофиты марксистско-ленинской диалектики связывали логику с метафизическим мышлением, свойственным буржуазному обществу. Поэтому логика в 1920—1950-х могла развиваться и развивалась, маскируясь под математику. Математическая логика этого периода включает фундаментальные результаты, принадлежащие А.Н. Колмогорову, В.И. Гливенко, И.И. Жегалкину, М.И. Шейнфинкелю, В.И. Шестакову, ДА. Бочвару, АА. Маркову, П.С. Новикову. Тем не менее настойчивые попытки всюду, в любой науке, отыскать диалектику все-таки в одном уникальном случае имели положительный, хотя и побочный, результат. Поиск особой диалектической логики естествознания привел И.Е. Орлова (1886—1936) к идее релевантной логики, построенной не на экстенсиональном, а на интенсиональном основании (1928). С.А. Яновская (1896—1966), которая в 1930-х вместе с Э. Кольманом активно разоблачала идеализм в математике, в 1940-х предприняла титанические усилия для возрождения логических исследований в СССР. Ее многочисленные ученики оказали большое влияние на развитие логики в Советском Союзе. В декабре 1946 ЦК ВКП(б) принял специальное постановление о необходимости преподавания логики и психологии в средней школе. Стала работать аспирантура. Возобновилась публикация учебников, оригинальных статей, монографий, перевод и издание зарубежной логической литературы. Были созданы кафедры логики на философском факультете и математической логики на механико-математическом факультете МГУ (1947). Была также открыта кафедра логики в Л Г У и образован сектор логики в Институте философии АН СССР (1947).
        В.А. Бажанов
        Уникальная история России 20 в. предопределила и уникальное развитие логики в ней, во многом непонятное для западного историка науки. В тоталитарной социальной системе логика стала объектом чисто идеологических манипуляций. Даже после того, как в 1947 формальная логика была возвращена в систему среднего и высшего образования, ее положение в этой системе не было независимым, В результате острой дискуссии в 1950—1951 на страницах главного официального философского журнала «Вопросы философии» и дискуссии по проблемам логики в МГУ и в Институте философии АН СССР было зафиксировано, что высшей ступенью мышления является диалектическая логика, а низшей — формальная. Сторонников последней такое соотношение явно не устраивало, и на этом фоне все 50-е и даже 60-е гг. прошли в обоюдной полемике. Большим событием явилось издание первой в России
        «Философской Энциклопедии» (1960—1970), в которой логика впервые в истории отечественной философской мысли была представлена в ее современном, и по возможности, полном виде. Правда, приходилось преодолевать многочисленные трудности. Тем не менее даже в 70-е гг. развитие формальной логики все еще не было ее «внутренним делом». Зачастую приходилось пользоваться «эзоповским языком», переходящим порой в имманентную ложь. И все же в то время формальная логика была отдушиной для многих мыслящих философов.
        В среде философов-логиков стали появляться логические школы, первая из которых была создана А. А. Зиновьевым. Ему же принадлежит оригинальная концепция философской логики (еще требующая своего осмысления) под названием «комплексная логика» (1970). Др. логическая школа была создана В.А. Смирновым, ученики которой сегодня успешно работают в самых различных направлениях современной логики.
        По существу, только в 70-е гг. в СССР философская логика как самостоятельная дисциплина выходит на всесоюзный и международный уровень. Здесь мы выделим некоторые логические направления, оказавшие влияние и на мировой уровень развития логики. Сразу отметим, что наибольшие успехи были достигнуты в области неклассических логик. В России сложилась одна из лучших в мире школ по многозначной логике. В 1938 ДА. Бочвар создает аппарат трехзначной логики, предназначенный для решения парадокса Рассела (см. Парадокс). В 50-е гг. А.В. Кузнецов закладывает аппарат для изучения функциональных свойств многозначных логик. В 1959 А. А. Мучник показал, что переход от двузначной логики высказываний к трехзначной равносилен переходу от дискретности к непрерывности. В 1 9 7 0 В. К. Финн обнаруживает связь между функциональными свойствами конечнозначных логик Лукасевича и простыми числами. Неожиданные следствия из этого результата были получены А.С. Карпенко: структурализания простых чисел в виде корневых деревьев; чисто логическое определение простого числа; алгоритм для порождения классов простых чисел (Карпенко А.С. Логики Лукасевича и простые числа. М., 2000). В 1960 вышла первая книга по многозначной логике, посвященная ее философским проблемам (Зиновьев А.А. Философские проблемы многозначной логики. М., 1960), а в 1997 в монографии А.С. Карпенко подводится определенный итог развития многозначной логики в России и за рубежом.
        Др. неклассическим направлением является интуиционистская логика, конструктивная и суперинтуиционистские логики. Мировую известность получила конструктивная логика, развитая А.А. Марковым. С конца 60-х гг. А.С. Есенин-Вольпин начинает развивать ультраинтуиционистскую программу оснований математики и естественнонаучных теорий. Важный результат, требующий философского осмысления, был получен В. А. Янковым в 1968: множество всех логик между классической и интуиционистской континуально.
        Много внимания было уделено модальной логике. Отметим только монографии: Я. А. Слинин (1976), В.Н. Костюк (1978), Ю.В. Ивлев (1985,1991). Наконец, в 1997 выходит фундаментальный труд по модальной логике (ChagrovA., ZakharyaschevM. Modallogic. Oxford, 1997), который содержит многочисленные результаты российских логиков, получившие мировую известность. А.А. Ивиным опубликованы первые в мире монографии по логике оценок и логике норм (1970,1973). Вскоре появляются монографии и по временной логике: А.Т. Ишмуратов (1981), Э.Ф. Караваев (1983), A.M. Анисов (1991, 2000). Расцвет исследований в области релевантной логики, в первую очередь, связан с выходом книги В. А. Смирнова (Смирнов В.А. Формальный вывод и логические исчисления. М., 1972). Здесь же впервые в мире исследуются также логики без правил сокращения, что позволяет доказывать их разрешимость. Первые отечественные монографии по релевантной логике принадлежат Е.А. Сидоренко (1983, 2000) и Е.К. Войшвилло (1988). Исследование силлогистических теорий средствами символической логики — одно из ведущих направлений в современной российской логике. Отметим только монографии: А.Л. Субботин (1965, 1969), В.А. Бочаров (1984), В.И. Маркин (1991). В работах А. А. Старченко, Ю. В. Ивлева, А.А. Ивина, И.А. Герасимовой и др. активно развивалась и развивается теория аргументации. Различные логические семантики для тех или иных классов логических систем, или вообще для какой-то специальной логики, всегда занимали большое место в работах логиков России второй половины 20 в. Усилиями Е.Д. Смирновой основано философски ориентированное направление в отечественной логической семантике (первая монография в 1982). Одновременно с этим логико-семантические методы применяются к анализу естественного языка. Оригинальные работы здесь принадлежат Е.В. Падучевой (монографии: 1974, 1985).
        В разработке темы «Логика и методология наук» нередко под прикрытием критики логического позитивизма (В.А. Бочаров, Е.К. Войшвилло, А.Г Драгалин и В.А. Смирнов // Вопросы философии. 1979. № 6) удавалось отвоевывать как само поле деятельности для логиков-философов и методологов, так и «запрещенную» проблематику, и получать при этом оригинальные результаты. В 30-е гг. С.А. Яновская и В.Ф. Асмус начинают исследовать логико-методологические и философские проблемы оснований математики. Появляются работы Яновской о роли абстракций и идеализации в познании и о способах введения понятий. Ю. А. Петров под руководством Яновской публикует монографию (1967), в которой анализируются проблемы абстракции бесконечности и осуществимости. Современную теорию понятия, привлекая средства символической логики, создает Е.К. Войшвилло (1967,1989). Вопросам абстракции и образования понятий посвящена книга Д.П. Горского (1962); им же исследована специфика определений в различных теориях (1974). Различным видам абстракции посвящены книги М.М. Новосёлова (2000, 2003). В коллективных работах (Проблемы логики научного познания. М., 1964; Логика научного исследования. М., 1964) была сформулирована программа разработки логики и методологии научного познания. Ряд интересных работ помещен уже в сборнике (Логика и методология науки. М., 1967). К этой же тематике примыкает монография Б.В. Бирюкова (Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М, 1974), в которой, в частности, анализируются основные черты логической формализации и предлагается основанная на логике экспликация феномена понимания. Ряд авторов (Л.Б. Баженов, Б.С. Грязнов, А.А. Зиновьев, В.Н. Карпович, Е.Е. Ледников, Ю. А. Петров,Г.И.Рузавин,В.Н.Садовский, К.Ф. Самохвалов, В. А. Смирнов, B. C. Швырёв, Э. Г. Юдин и др.) детально разрабатывают различные вопросы методологии дедуктивных и эмпирических наук. Методология искусственного интеллекта развивалась в работах Д.А. Поспелова и В. К. Финна. На самом деле В. К. Финном создана целая школа-направление в области искусственного интеллекта. Одной из тем исследований этой школы является эпистемология синтеза познавательных процедур (Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество. М., 2001).
        Относительно периодических изданий по логике приходится констатировать, что Россия по сей день не имеет своего логического журнала. С 1982 начали выходить «Труды научно-исследовательского семинара по логике Института философии», а с 1993 — ежегодник «Логические исследования» (ответственный редактор А.С. Карпенко). С 1998 издается электронный журнал «Logical Studies» (ответственный редактор АС. Карпенко).
        А.С. Карпенко
        Лит.: Бажанов В.А. Прерванный полет. История «университетской» философии и логики в России. М., 1995; Бажанов В.А. Очерки социальной истории логики в России. Симбирск-Ульяновск, 2002; Бирюков Б.В., Новосёлов ММ. (4.1), Карпенко А.С. (Ч. 2). Логика в России // Новая философская энциклопедия. Т. II. М., 2001; Бирюков Б.В. Борьба вокруг логики в Московском государственном университете в первое послесталинское десятилетие (1954—1965) // Логика и В.Е.К. М., 2003; Брюшинкин В.Н. Исследования по формальной логике (обзор советской литературы последних лет) // Вопросы философии. № 6. 1983; Избранные труды русских логиков XIX в. М., 1956; Примаковский А.П. Хронологический указатель произведений по вопросам логики, изданных на русском языке в XVIII—XX вв. М., 1955; Anellis I.H. Formal Logic and dialectical-materialism in the Soviet Union // Modern Log ic. Vol. 4. 1994; Bochenski J. M. Soviet logic // Studies in Soviet Thought. Vol. 1. 1961.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2089
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "НАУКА ЛОГИКИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ”
  • “НАУКА ЛОГИКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ”
  • «НАУКА ЛОГИКИ»
  • алгебра логики
  • АЛГЕБРА ЛОГИКИ
  • закон логики
  • Исследования по логике объяснения
  • История как проблема логики
  • ЛОГИКА В РОССИИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • логика научного познания (логика науки)
  • ЛОГИКИ-СОФИСТЫ
  • МНОГОЗНАЧНЫЕ ЛОГИКИ
  • Наука логики
  • НАУКА ЛОГИКИ
  • НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ
  • неклассические логики
  • О природе логики
  • Система логики силлогистической и индуктивной
  • Сумма логики
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
  • Философия логики
  • формальная логика или логика
  • язык логики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь