“ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ”


“ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ”
    “ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ” К. Поппера — первая опубликованная в 1934 книга К. Поппера (Logik der Forschung. Wien, 1934; пер. на англ. яз.: “The Logic of Scientific Discovery”. L.—N. Y, 1959; сокращенный пер. на рус. яз. в кн.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983). В 1951—56 Поппер написал большую по объему работу под названием “Постскриптум к “Логике научного исследования”” и планировал опубликовать ее вместе с изданием английского перевода “Логики научного исследования”, однако эта работа в трех томах появилась только спустя 25 лет после ее написания {Popper К. Postscript to the Logic of Scientific Discovery, v. I. Realism and the Aim of Science. L.—N. Y., 1983; Vol. II. The Open Universe. An Argument for Indeterminism. L.— N. Y, 1982; Vol. III. Quantum Theory and the Schism m Physics. L.—N. Y, 1982; сокращенный пер. на рус. яз. 3-го тома: Поппер К. Квантовая теория и раскол в физике. М., 1998).
    Книга Поппера “Логика научного исследования” имела очень широкий резонанс прежде всего благодаря изложению в ней оригинальной концепции критического рационализма, своей явной антипозитивистской направленности и формулированию основных принципов фальсификационистской теории научного знания (фальсификационизм). В этой книге Поппер резко выступил против широко распространенного взгляда, согласно которому для эмпирических наук характерно использование индуктивных методов. Присоединяясь к юмовской критике индукции с логической точки зрения, он в то же время отвергает и психологическое оправдание индукции, принимаемое Юмом, и утверждает, что логику науки следует понимать как теорию дедуктивного метода проверки научного знания, т. е. как воззрение, согласно которому гипотезу можно проверить только эмпирически и только после того, как она была выдвинута. В соответствии с этими исходными установками Поппер предлагает заменить неопозитивистский принцип верифицируемости теорий (подтверждение универсального утверждения истинными единичными свидетельствами, из чего по логическим законам не следует истинность такого универсального утверждения), принципом фальсифицируемости (опровержения универсального утверждения противоречащим ему истинным единичным свидетельством). Из этого следует невозможность доказательства (подтверждения) гипотез и теорий, но до тех пор, пока попытки их опровержения являются безуспешными, такие теории можно считать подкрепленными эмпирическими данными.
    Попперовская логика научного исследования противостоит логическому позитивизму и по ряду других важных пунктов. Согласно Попперу, реально существуют философские, метафизические проблемы и, в частности, проблема различения науки и ненауки, которую неопозитивисты пытались безуспешно решать как проблему языка науки на основе принципа верифицируемости. Эта проблема является действительно философской проблемой, а именно проблемой демаркации, и она успешно решается на основе принципа фальсифицируемости. В критическом рационализме Поппера отрицается, что чувственные восприятия, “чистое” наблюдение являются источником знания; по Попперу, не существует фундаментального, привилегированного источника знания. Он признает любой способ роста и развития знаний: прежде всего использование теорий и гипотез, а также метафизических систем, мифов и т. п. Поппер не признает дихотомии эмпирического — теоретического знания; по его мнению, любое знание, даже наш чувственный опыт, несет на себе отпечаток теорий. Следствиями фальсификационистской концепции научного знания являются попперовская теория погрешимости всего научного знания и его принципиальное утверждение о том, что все человеческое знание имеет предположительный, гипотетический характер (фаллибилизм). Метод проб и ошибок, согласно Попперу, является основным методом развития научного знания и, следовательно, он определяет путь развития науки. Идеи “Логики научного исследования” Поппера получили существенное развитие в последующих его сочинениях, прежде всего в ранее упомянутом “Постскриптуме”, а также в книгах “Открытое общество и его враги” (англ. изд. — 1945; рус. пер. — М., 1992), “Conjectures and Refutations” (L., 1963) и “Objective Knowledge” (Oxf., 1972).
    Лит.: Грязное Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982: Садовский В. Н. О К. Поппере и судьбе его учения в России.— “ВФ”. 1995, № 10; Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998; Popper К. Unended Quest. An Intellectual Autobiography. L., 1992; The Philosophy of Karl Popper. The Library of Living Philosophers, ed. by Schilpp P. A., v. 14, b. l-II. N. Y, 1974; Miller D. Critical Rationalism. A Restatement and Defence. Chic., 1994.
    В. Н. Садовский ЛОГИКА НОРМ — см. Деонтическая логика.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2159
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • археология знания
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • гендерные исследования знания
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Жанры собственно научного (академического) подстиля
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • исследовательская программа научного коллектива
  • Критика научного разума
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Логика научного открытия
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Полевая жанровая структура научного стиля
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • стиль научного мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • формальная логика или логика
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • Формы знания и общество
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (исследования психического развития)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь