Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 диатропика



диатропика


диатропика
        ДИАТРОПИКА (от греч. diatropos — разнообразный) — учение о разнообразии и его закономерностях. Термин Ю. В. Чайковского (1990). Истоки Д. можно видеть в идее «единства в разнообразии» Г.В. Лейбница; основы Д. заложил палеоботаник и философ СВ. Мейен (труды 1973—87). Разнообразие множества объектов — это совокупность отношений различия и сходства между объектами. Первичное понятие Д. — ряд, т.е. набор, объектов, в чем-то сходных; Д. оперирует понятием «ряд» так же, как иные науки — понятием «факт». Основной прием Д. — сопоставление рядов. Основной вопрос Д.: «У кого как?» (тогда как обычные основные вопросы науки: «Почему?», «Зачем?» и «Каким образом?»). Тем самым любая наука включает диатропический аспект. Д. содержит 4 основных раздела.
        1. Выявление разнообразия. Некоторые науки (напр., физика, теория эволюции) ставят целью изучение общих свойств изучаемых объектов, а разнообразие полагают несущественным. В этих науках основным вкладом Д. является само признание наличия разнообразия:
        если признать, что свойства организмов бывают полезными, бесполезными и вредными, то теория естественного отбора сама собой перестает быть общей основой теории эволюции. Это важно и в других науках: если признать, что нельзя требовать от людей одинакового поведения, то некоторые социальные науки изменят содержание.
        2. Классификация. Д. видит ее как итеративную процедуру: попеременное обращение то к строению самих объектов, то к их разнообразию (в этом состоит мероно-таксономический анализ). По аналогии с понятием «таксон» Мейен ввел понятие «мерон» («класс частей»): если объект имеет части, то таксон таких объектов имеет мероны (так, позвоночное может иметь плавник, ласт, лапу, крыло, ногу, руку; а таксон «позвоночные» имеет мерон «конечность»; у змеи этот мерон имеет нулевое значение). По Мейену, «гомологизированные, т.е. расклассифицированные и ставшие меронами части организмов данного таксона в сумме составляют архетип таксона». Д. основана на том свойстве природы, что у разных таксонов есть общие мероны. Повторность свойств меронов в рядах таксонов Мейен назвал рефреном. Примеры рефрена: ласты у ихтиозавров, китов и пингвинов; периодичность свойств в таблице химических элементов; правило спряжения глаголов. До Мейена биологическая систематика игнорировала рефрены; их учет обращает систему таксонов из древа в сеть; это усложняет привычную систему, зато дает возможность понять структуру Разнообразия, тогда как систему-древо можно только заучивать. Кроме того, диатропическая система организмов должна быть долговечнее системы-древа.
        3. Выявление ядра и периферии (см.).
        4. Случайность и разнообразие Взамен традиции вычисления средних величин и вероятностей с целью выявления типичных случаев, Д. упорядочивает случайные явления по типам и степени случайности. Лишь малая часть случайных явлений имеет средние величины и вероятности. Остальные случайные явления требуют иных средств изучения — напр., анализа кластеров. Явление, случайное в одном смысле, может быть неслучайным в другом (независимо от того, имеет ли оно вероятность). Так, в ряду знаков числа «пи» каждая цифра встречается с вероятностью 1/10 и предсказать ее в еще невычисленном знаке невозможно (случайность), но каждый знак можно вычислить (т.е. он неслучаен). Наконец, само понятие вероятности имеет различные смыслы (см. Пробабилизм).
        Ю.В. Чайковский
        Лит.: Мейен СВ. Из заметок, записей бесед и переписки по проблемам эволюционной диатропики // Труды Геологич. ин-та РАН. Вып. 556. М., 2003; Чайковский Ю.В. Наука о разнообразии — диатропика. Диатропика и систематика // Чайковский Ю.В. Эволюция: Книга для изучающих и преподающих биологию. М., 2003.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 625
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • МЕЙЕН
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Постоянство объектов
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
  • Физика и науки о поведении (physics and the behavioral sciences)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • антропология науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • единство науки
  • идеологизация науки
  • историография науки
  • картографирование науки
  • классификация науки
  • науки о природе и науки о культуре
  • объект науки
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь