Векслеровские тесты интеллекта (Wechsler intelligence tests)


Несмотря на активно развивавшееся на протяжении десятилетий движение интеллектуального тестирования, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине послужила для Векслера осн. толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales [W - B]).

Тест Векслера изначально разраб. как «балльная шкала», а не как шкала умственного возраста. При его создании была учтена критика в адрес шкалы Стэнфорд-Бине за ее исключительно вербальную направленность путем включения значительного, в пропорциональном отношении, числа «невербальных» заданий, а при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

В числе главных факторов, повлиявших на окончательный отбор вошедших в эту шкалу тестов, можно назвать три: отобранные тесты имели высокие корреляции с др. батареями интеллектуальных тестов; они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей; рез-ты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Векслер определял интеллект как «общую или рассматриваемую в целом способность индивидуума целесообразно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать со своим окружением». Учитывая широту данного определения и большую гибкость W-B и WAIS, не вызывает удивления факт существования, наряду с традиционными отчетами об оценках IQ, обширной литературы по исслед. диагностических аспектов этого теста. Одни публикации отражают количественные исслед. связей между различными оценочными профилями теста и психопатологическими диагностическими группами, др. касаются «клинического» и качественного анализа ответов на тест и процессов, посредством к-рых к ним приходит тестируемый.

В своей оригинальной работе Векслер предложил использовать «показатель ухудшения», осн. на отношении между «не поддающимися» и «поддающимися» влиянию возраста субтестами. Рабин приходит к общему выводу о том, что по целому ряду оценочных профилей имеются групп. различия. Однако полезность таких различий в решении задач индивидуальной диагностики еще остается под вопросом. Правда, существуют нек-рые позитивные данные в ситуациях, где имеет место тщательное определение выборки пациентов. Так, в оценочных профилях пациентов с повреждениями правого полушария наблюдаются существенно более высокие вербальные IQ-оценки по сравнению с невербальными IQ-оценками, в то время как у пациентов с повреждениями левого полушария наблюдается противоположная закономерность. Практически полностью согласуются рез-ты исслед. в том, что «невербальные IQ-оценки превышают вербальные IQ-оценки» у делинквентов и взрослых социопатических личностей. Др. данные указывают на существование разнообразных дополнительных связей между оценочными профилями WAIS и диагностическими подгруппами.

Шкала интеллекта Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) была опубликована в 1949 г. как «нижнее» расширение шкалы W-B. Позднее она была пересмотрена как WISC-R, затем — как WISC-III. Еще одна шкала для детей более раннего возраста — WPPSI (Шкала интеллекта Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) была стандартизована на стратифицированной выборке из 1200 детей и опубликована в 1967 г.

См. также Меры интеллекта

Э. И. Рабин

Просмотров: 2757
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests)
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ
  • Векслер (Wechsler) Давид
  • Векслер Дэвид / Wechsler, David
  • Векслера тест
  • Векслера шкала памяти
  • ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТЫ
  • Йорданова шкала клинической оценки психостимуляторов
  • Кубическая Модель Структуры Интеллекта
  • Меры интеллекта (intelligence measures)
  • Модель структуры интеллекта (structure-of-intellect model)
  • Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)
  • Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)
  • Оверелла–Горхема шкала оценки психического состояния
  • Развитие взрослых (adult development)
  • Развитие интеллекта взрослых (adult Intellectual development)
  • Реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста
  • Субъект-субъектная шкала (man-to-man scale)
  • ТЕСТ ВЕКСЛЕРА
  • Тесты Интеллекта
  • Шкала Векслера
  • Шкала Гуттмана (Guttman scale)
  • Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet intelligence scale)
  • Шкала смешанных критериев (mixed standard scale)
  • интеллекта тесты
  • кубическая модель структуры интеллекта
  • тест интеллекта
  • тесты интеллекта
  • шкала Векслера
  • шкалы Векслера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь