тест интеллекта


тест интеллекта
(тест способностей общих)
— одна из особенно популярных и распространенных разновидностей тестов. Методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала индивида. Служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных процессов когнитивных: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и пр., — а также для определения особенностей развития интеллектуального.
При помощи подобных тестов могут диагностироваться:
1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, матрица прогрессивная Равена);
2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например, шкала Векслера).
В большинстве тестов интеллекта предлагается на специальном бланке установить указанные инструкцией логические отношения (классификации, аналогии, обобщения и пр.) между терминами и понятиями, из коих составлены задачи теста. Решения сообщаются письменно либо отметкой одного из нескольких наличных вариантов. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и пр. В задачах тестов действия нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков с разноокрашенными сторонами заданный рисунок и пр. Успешность испытуемого определяется количеством правильно выполненных задач, по коему выводится коэффициент интеллектуальности. Разные модификации тестов интеллекта применяются в теоретических исследованиях и практике дефектологии, для обработки результатов созданы специальные способы.
Под интеллектом здесь понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В отличие от тестов достижений, они обращаются к жизненному опыту вообще. Существуют как комплексные тесты, диагностирующие различные стороны интеллекта и выносящие общую оценку, так и тесты для оценки отдельных сторон интеллекта — тесты памяти, тесты мышления вербального, тесты мышления логического и пр.
Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется — способности или уровень сформированных обобщенных умений — один из актуальных в тестологии.
При тестировании обычно формируются выборки по возрасту (в школе); при их формировании по образованию и статусу социальному возникают непреодолимые трудности. Так, один и тот же образовательный ценз далеко не всегда соответствует одинаковому уровню обученности. Статус социальный по-разному сказывается на психическом развитии индивидов и зависит от специфики окружения и семейных условий.
Успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с такими факторами:
1) насколько в предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из коих строятся задачи теста;
2) насколько им усвоены именно те умственные действия, что нужны для решения задач теста;
3) может ли он произвольно актуализовать эти действия;
4) насколько сложившиеся в его прошлом опыте стереотипы мыслительные пригодны для решения задач теста.
Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, его обученности, кои неминуемо сказываются на работе с тестом. Это обстоятельство послужило основанием называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта, интеллектом тестовым или психометрическим. Наблюдающиеся рассогласования между фактическими достижениями в умственной работе индивида и его интеллектом тестовым привели к тому, что некие тестологи ввели понятие «несправедливых» тестов. Эта «несправедливость» особенно резко обнаруживается тогда, когда тесты интеллекта, разработанные для общности с определенным уровнем и своеобразием культуры, предлагаются индивидам другой общности. Тесты интеллекта, «свободные от культуры», создать нельзя.
По сути, интеллект тестовый показывает уровень развития умственного индивида, критерием коего выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов интеллекта. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. . 1998.


Просмотров: 1952
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Батарея тестов общих способностей (general aptitude test battery)
  • Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests)
  • Векслеровские тесты интеллекта (Wechsler intelligence tests)
  • ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ
  • интеллекта структура по Айзенку
  • интеллекта структура по Гарднеру
  • интеллекта структура по Кеттелу
  • интеллекта структура по Спирмену
  • интеллекта структура по Стернбергу
  • интеллекта структура по Торренсу
  • ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТЫ
  • интеллекта тесты
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
  • КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
  • Коэффициент Интеллекта
  • коэффициент интеллекта (IQ)
  • Невербальные тесты интеллекта (nonverbal intelligence tests)
  • Общий фактор интеллекта (general intelligence factor)
  • Развитие Интеллекта По Ж. Пиаже
  • развитие интеллекта по Пиаже
  • структура интеллекта
  • Структура Интеллекта По Айзенку
  • Структура Интеллекта По Р. Кеттелу
  • Структура Интеллекта По Р. Стернбергу
  • Структура Интеллекта По Торренсу
  • Структура Интеллекта По Ч. Спирмену
  • Тесты для отбора кандидатов (selection tests)
  • Тесты Интеллекта
  • тесты интеллекта
  • Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet intelligence scale)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь