|
тесты интеллектатесты интеллекта — методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве Т. и. испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из к-рых составлены задачи теста. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т. п. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности. При этом успешность испытуемого всегда и неизбежно связана с тем, насколько в своем предшествующем опыте он усвоил термины и понятия, из к-рых построены задачи теста, насколько были им усвоены именно те умственные действия, к-рые необходимы для решения задач теста, и может ли он эти действия произвольно актуализировать; наконец, насколько сложившиеся у испытуемого в его прошлом опыте мыслительные стереотипы пригодны для решения задач теста. Таким образом, результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, к-рые неминуемо сказываются на его работе над тестом. Это обстоятельство послужило основанием для того, чтобы называть результаты, получаемые при применении Т. и., «тестовым» или «психометрическим» интеллектом. По существу, «тестовый» интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием к-рого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных Т. и. Понятно, что этот набор неправомерно считать критерием для индивидов, представляющих разнообразные культуры и субкультуры. Различные модификации Т. и. находят применение в теоретических исследованиях и в практике дефектологии, для результатов тестирования созданы особые способы обработки. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. тесты интеллекта Этимология. Происходит от англ. test - испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд - Бине, Тест Р.Кеттела, Прогрессивные матрицы Дж.Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д.Векслера, Тест Р.Амтхауэра). Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests) — тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Т. и. разделяются на 2 группы: 1) монометрические Т. и. (шкала Стэнфорд—Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (Векслера шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.). В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр. Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и пр. Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.) Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Большая психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|