Учебные методы (study methods)


На протяжении длительного времени главными методами учения за пределами классных/аудиторных занятий являлись приготовление уроков, др. заданные и контролируемые учителем виды учебной работы, и самостоятельная работа по специальным проектам. Обязательная учебная деятельность, как правило, включает чтение и запоминание прочитанного материала, выполнение упражнений с целью овладения специфическими навыками, и подготовку и представление материалов для последующей оценки учителем. В дополнение к учебникам, уч-ся часто используют библиотечные ресурсы для извлечения информ. специального характера из печатных справочных материалов или аудиовизуальных источников. Учеба по большей части предполагает работу в одиночку, однако уч-ся часто объединяются с целью прояснения характера предстоящей работы и планирования ее выполнения, получения обратной связи или помощи в отношении заданного материала, проверки выполненных домашних заданий или проверки знаний накануне предстоящего экзамена. Учеба всегда предполагала широкое разнообразие видов и форм деятельности. Появление новых образовательных технологий, опирающихся на обучение с использованием телевидения и компьютеров, вероятно, приведет к изменениям в этих традиционно существующих подходах к учению.

Наблюдатели отмечают значительные вариации в традиционно используемых уч-ся учебных методах. Время и место учебной работы, физ. условия учебной среды и использование специализированной учебной техники — вот только некоторые из многих наблюдаемых факторов изменения учения. Несмотря на отсутствие видимой согласованности, для оказания помощи уч-ся в улучшении учебных навыков опубликовано большое количество практ. руководств, пособий и тестов. Мн. школы и колледжи специально обучают школьников и студентов навыкам учебной работы.

Робинсон, автор метода чтения учебников, предложил подход SQ3R, опираясь на свои длительные исслед. проблем, с к-рыми сталкиваются при чтении слабые, средние и сильные уч-ся. Этот У. м. (в том или ином варианте) впоследствии вошел в большинство опубликованных практ. руководств. Метод SQ3R предполагает реализацию пяти последовательных шагов:

1. Просмотри (Survey) содержание данной главы.

2. Преобразуй заголовки ее разделов в вопросы (Questions), на к-рые следует ответить в процессе дальнейшего чтения.

3. Прочти (Read) активно, подчеркивая ключевые фразы и выделяя основное содержание.

4. Перескажи (Recite) самому себе осн. содержание своими собственными словами для проверки усвоения материала.

5. Периодически повторяй прочитанный материал (Review), чтобы гарантировать его сохранение и освежить свою память.

Пок разработал пятишаговую Корнельскую систему конспектирования лекционного материала, опирающуюся на данные обширных испытаний и экспериментов в области теории научения. Она состоит из следующих шагов:

1. В течение лекции запиши как можно больше существенных фактов и идей в основном разделе (main column) конспекта.

2. После лекции, сведи эти идеи и факты в ключевые слова и фразы, перечислив их в разделе воспроизведения (recall column).

3. Закрой основной раздел и перескажи эти основные факты и идеи самому себе, используя ключевые фразы, содержащиеся в колонке воспроизведения.

4. Осмысли этот материал и запиши свои собственные идеи и мнения в отдельно организованном резюме.

5. Периодически бегло просматривай свои записи, чтобы гарантировать запоминание данного материала.

Браун и Хольцман использовали прямое наблюдение, интервью и опросники для разработки Обзора учебных навыков и аттитюдов (Survey of study habits and attitudes, SSHA). Применение SSHA помогает формулировать конкретные рекомендации по формированию эффективных учебных навыков и аттитюдов.

Несмотря на множество опубликованных практ. руководств и перечней учебных навыков, существуют значительные разногласия в представлении о том, что представляют собой «хорошие» учебные навыки. Некоторые исследователи обратились к изучению мотивационных факторов. В результате обширного обзора существующей литературы в области практ. руководств Браун пришел к выводу о том, что аттитюдные и мотивационные характеристики обладают потенциально большим значением в сравнении с чисто механическими процедурами учения. Наиболее важным яв-ся то, что мотивирует уч-ся усваивать или не усваивать и использовать или не использовать методы эффективной учебной работы.

Большинство курсов обучения учебным навыкам включают следующие разделы: эффективное использование времени; формирование навыков концентрации внимания; орг-ция области изучения; чтение и пометки в учебниках; беглый просмотр разделов; резюмирование; структурирование и краткое изложение материала; улучшение запоминания; составление словарей; ведение конспектов лекций; ведение конспектов прочитанного материала; формулировка основных целей; поиск информ. в библиотеке; написание классных сочинений; написание рефератов; изучение математического материала; изучение научного материала; подготовка лабораторных отчетов; подготовка и проведение устных докладов; подготовка к сдаче экзаменов; снижение тестовой тревожности; работа с объективными тестами; написание экзаменационных эссе; и работа с проблемными тестами.

Быстрое расширение образовательных возможностей для экономически непривилегированных слоев населения, получившее импульс в начале 1960-х гг., привело к притоку в вузы большого числа нетрадиционных студентов, к-рые оказались сравнительно слабо подготовленными к академическим требованиям высшего образования. В отсутствие эффективной помощи в приобретении необходимых учебных навыков, эти студенты столкнулись с тем, что открывшаяся дверь в мир образовательных возможностей грозит быстро превратиться во вращающуюся дверь, выталкивающую в академическое небытие. Проблемы, вызванные низким уровнем их академической подготовки, послужили причиной создания специализированных учебных центров с программами, предназначенными для оказания помощи этим студентам в приобретении необходимых для достижения академического успеха учебных навыков.

С самого начала своего возникновения, идея создания в колледжах центров по оказанию учебной помощи (learning assistance center), к-рые бы обеспечивали широкий спектр услуг для всех студентов, получила всеобщее признание. В финансовом отношении, однако, это движение ведет борьбу за полное административное признание и поддержку. В будущем, разработка и внедрение новых образовательных технологий, включ. системы компьютерного обучения, должны еще больше усилить роль и расширить спектр программ оказания учебной помощи в системе школьного и высшего образования.

См. также Низкие учебные достижения, Подходы к учению, Школьное обучение

У. Ф. Браун

Просмотров: 1216
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • Гарантированность работы (job security)
  • ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МЕДСЕСТЕР В ПСИХОТЕРАПИИ
  • Изучение аттитюдов наемных работников (employee attitude surveys)
  • Интерференция Навыков
  • КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Ключевые переживания
  • Когнитивные стили учения (cognitive learning styles)
  • Низкие учебные достижения (academic underachievement)
  • ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
  • ОБЪЕМ РАБОТЫ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
  • Организация суицидологической помощи
  • Подходы к учению (approaches to learning)
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • Принудительные работы
  • Прогноз академической успеваемости будущих студентов (college academic prediction)
  • РОЛЬ ВРАЧА-ПСИХОТЕРАПЕВТА В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • Развитие навыков межличностных отношений (interpersonal skills development)
  • Тесты учебных достижений (academic achievement tests)
  • Тренинг социальных навыков (social skills training)
  • Трудности обучения специфические, отличающиеся от задержки в области чтения и арифметического счета
  • УВОЛЬНЕНИЕ С РАБОТЫ
  • Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям) (academic ability grouping)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Школьное обучение (school learning)
  • интерференция навыков
  • ключевые раздражители
  • ограниченность времени выполнения тестовых заданий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь