Удостоверение квалификации (credentialing)


Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования звания «психолог», а законы о лицензировании, в дополнение к ограничениям на право пользования этим званием, определяют и сферу применения психологии. В большинстве штатов минимальным требованием при аттестации или лицензировании тех, кто планирует заниматься психол. практикой, яв-ся докторская степень. Помимо докторской степени, в большинстве штатов тж считается обязательным прохождение практики под наблюдением специалистов (обычно уже после получения докторской степени). Кроме этих требований, касающихся получения образования и прохождения практики, обычно применяется и официальный экзамен. В большинстве случаев это Экзамен на право заниматься профессиональной практикой в области психологии (the Examination for Professional Practice in Psychology, EPPP).

По оценочным данным, 50 000 психологов зарегистрировано в США и около 5000 — в Канаде. Каждый год около 5000 американцев проходят экзамен на право заниматься профессиональной практикой в области психологии. Этот экзамен, являющийся непременным требованием большинства проверяющих органов, направлен на выявление уровня знаний по психологии.

В большинстве штатов считается обязательным, чтобы докторская степень была защищена либо по направлению «психология», либо по программе, к-рая по своему содержанию была бы психол. Кроме того, в большинстве штатов требуется, чтобы докторская степень была присуждена ин-том, имеющим аккредитацию в данном регионе. Нек-рые органы региональной аккредитации признаются Советом по аккредитации дополнительного образования (Council on Postsecondary Accreditation, СОРА), к-рый тж указывает и нек-рые специализированные органы аккредитации. Американская психол. ассоц. яв-ся одним из таких специализированных органов; в настоящее время она аккредитует докторские программы по психологии в области клинической психологии, школьной психологии и психол. консультирования.

Для того чтобы получить аккредитацию Американской психол. ассоц., такие программы должны осуществляться в аккредитованных в данном регионе ин-тах и определенно именоваться программами по профессиональной психологии. К тому же факультет должен нести осн. ответственность за осуществление программы и иметь надлежащие полномочия, а организационные обязанности должны быть четко распределены. Тж требуется представить организационный план обучения, по к-рому студентам предлагается большой объем знаний по психологии и практ. деятельность в соотв. области под наблюдением специалистов. Кроме того, в программе по психологии должны быть указаны и ее профессорско-преподавательский состав, и группа студентов, к-рых предполагается обучать. Наконец, ин-т, в рамках к-рого проводится программа, должен выделить соотв. финансовые средства, продемонстрировав тем самым свою поддержку этой программы.

Законы большинства штатов определяют общие требования по удостоверению квалификации ко всем практикующим психологам безотносительно их специализации. Этические принципы психолога, определенные Американской психол. ассоц., требуют от психолога предоставления точной информ. о своей компетентности, образовании, практ. подготовке и опыте работы.

Различные типы удостоверения квалификации предлагаются Комитетом по профессиональной психологии США (АВРР). Созданный в 1947 г. Советом представителей Американской психол. ассоц., АВРР присуждает дипломы в четырех областях психологии: клинической психологии, психол. консультирования, промышленной и организационной психологии, школьной психологии. Кандидаты на получение диплома должны иметь докторскую степень по психологии, защищенную в аккредитованном ин-те, и 5 лет квалификационной практики в той области, по к-рой выдается диплом. Четыре из пяти лет квалификационной практики должны быть пройдены уже после получения докторской степени. В настоящее время кандидатам на получение диплома АВРР следует сначала подать заявление, включающее соотв. ссылки на др. психологов, знакомых с работой кандидатов. Рассмотрение заявления — первичное требование для допуска кандидата к экзамену. Ставшие кандидатами должны представить один или более образцов своей деятельности, свидетельствующих о качестве их работы как профессиональных психологов. Обычно этот образец представляет собой демонстрацию мероприятий по оценке и/или вмешательству, типичных для практ. деятельности кандидата. К тому же кандидатам может предоставляться группа экзаменаторов для наблюдения за их практ. деятельностью. Сам экзамен состоит из оценки эффективности действий кандидата по конструктивному вмешательству; она выводится из того, как кандидат квалифицирует представленные ему задачи, из его знания осн. теорет. и исследовательских принципов, из соблюдения им в профессиональной практике этических норм. Успешно сдавшие экзамен кандидаты получают диплом по своей специальности и заносятся в «Справочник Американской психол. ассоц.» (Directory of the American Psychological Association). В недавнем времени появились и продолжают появляться др. специализированные комитеты.

Еще одной орг-цией, ведущей учет психологов, яв-ся Совет по изданию Гос. реестра поставщиков услуг в сфере здравоохранения в области психологии (the Council for the National Register of Health Service Providers in Psychology). С 1975 г. эта орг-ция публикует список психологов, к-рые подали заявление на включение в этот список и удовлетворяют необходимым требованиям. Реестр за 1991 г. включает ок. 15 000 имен. Осн. критериями для занесения в список яв-ся действующая лицензия или сертификат с разрешением на самостоятельную практику, выданные гос. комитетом экспертов по психологии, докторская степень по психологии, защищенная в аккредитованном ин-те, и 2 года практики под наблюдением специалистов в области здравоохранения. Первый год этой практики должен проходить уже после получения докторской степени, а второй посвящается систематической подготовке по программе в области здравоохранения.

Эмоциональные высказывания появлялись как в пользу У. к., так и против нее. Наиболее яркие из них касались связи между фактом У. к. и компетентностью профессионального психолога. Отмечалось, что У. к. яв-ся важным фактором и формирования профессии, и защиты об-ва. Говоря о предоставлении об-ву компетентных услуг в области психологии, необходимо отметить, однако, что не только психологи предлагают услуги в сфере психологии или психич. здоровья: этот сектор наполнен группами поставщиков услуг.

Точно так же, как раньше обвиняли психиатрию в том, что она пытается «контролировать» область психич. здоровья, «вышвыривая» из нее представителей др. профессий, сейчас обвиняют психологию в попытке предотвратить получение лицензий др. специалистами в области психич. здоровья. Видя успех, к-рый имела психология при принятии законов о лицензировании и аттестации в тех или иных регионах, специалисты в области психич. здоровья все чаще пытаются получить лицензию психолога или юридически определить свою собственную специальность. Психология, несомненно, сменила сейчас статус зарождавшейся профессии, какой она была 30 лет назад, на более четко определенный статус профессии сформировавшейся, хотя она все еще и находится на пути к тому, чтобы стать полностью признанной, и ее продолжают обвинять в необоснованных претензиях на такое признание, в недостаточной заботе о защите потребителей, недостаточной компетентности и недостаточном дальнейшем образовании. Сейчас психология уделяет больше внимания этим вопросам. В настоящий момент более ясными становятся определения таких понятий, как «психолог» и «докторская программа по профессиональной психологии». Это, однако, может привести к чувству исключительности и высокомерия.

См. также Комитет по профессиональной психологии США, Американская психологическая ассоциация, Компетентность в психологии, Профессиональная этика

Н. Эбелис

Просмотров: 1030
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Видеотехника в психологии (video psychology)
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Идиографический и номотетический подходы в психологии (idiographic-nomothetic psychology)
  • Измерения В Психологии
  • измерения в психологии
  • ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
  • история психологии
  • Комитет по профессиональной психологии (США) (American Board Of Professional Psychology)
  • Компетентность в психологии (competency in psychology)
  • МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии)
  • метод психологии
  • Моделирование В Психологии
  • моделирование в психологии
  • направление в психологии
  • Национальный колледж профессиональной психологии (National College Of Professional Psychology)
  • обзор психологии
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • подход в психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • Преподавание психологии в университетах (teaching undergraduate psychology)
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
  • Решающие эксперименты в психологии (crucial experiments in psychology)
  • Статистика в психологии (statistics in psychology)
  • Степень доктора психологии (doctor of psychology degree)
  • СТРЕСС (в психологии)
  • Философские проблемы психологии (philosophical problems in psychology)
  • Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
  • Этические проблемы в психологии (ethical problems in psychology)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь