|
ПРЕДМЕТПРЕДМЕТ — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами. П. в логике — все, что может стать объектом рассуждения и что в формализованном языке представляется переменной. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПРЕДМЕТ категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеч. деятельности и познания. Понятие П. часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или идеальной природой объекта, соотносящегося с данным П., последний может быть материальным (напр., живой организм, электромагнитное иоле или Галактика как П. познания) или идеальным (математич. формула, концептуальный образ, взятые как П. познания). Один и тот же объект может быть П. различных видов исследования: напр., совокупность организмов одного вида (популяция) может выступать П. математич. (статистич.), генетич., эпидемиологич. и др. исследований. Синтез различных П. с целью построения единой теории объекта требует системного подхода и нередко ведёт к созданию новой науч. дисциплины (напр., науковедение, синтезирующее различные предметные стороны науки как системы; биогеоце-нология, изучающая биосферу в её биологич., физич., геологич., космич. аспектах). Противопоставление П. (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 австр. философ Р. Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф. Брентано и построил свою «теорию объектов» (Gegenstandstheorie), в которой трактовал П. идеалистически — как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходньм для феноменологии Гуссерля, который, однако, поставил во главу угла уже не сами П., но «интендирующее» их сознание (см. Интенционалъностъ). В общегносеологич. плане противопоставление П. и объекта является относительным. Осн. структурное отличие П. от объекта заключается в том, что в П. входят лишь главные, наиболее существенные (ст. зр. данного исследования) свойства и признаки. В логике под П. (индивидуумом) понимается элемент некоторого класса, а также субъект в его соотнесённости с предикатом. см. также Опредмечивание и распредмечивание, Овеществление. Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Смирнов Г. А., К определению целостного идеального объекта, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977, М., 1977; Косарева Л. М., П. науки. Социаль-нофилос. аспект проблемы, М., 1977; Юдин Э. Г., Системный подход и принцип деятельности, М., 1978. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПРЕДМЕТ вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве осн. видов предметов можно различать: 1) вещь – физический, принадлежащий внешнему миру предмет; 2) понятие – логически мыслимый предмет; 3) состояние как предмет – общие состояния чувств, или духовная направленность, напр. «дух» какого-либо дела, «дух» времени. В этом смысле слова «предмет» и «предметный» в нач. 20 в. стали боевым кличем против всякого рода субъективизма и символом обращения вновь «к самой вещи» (см. Феноменология) во всех областях (см. Объективность, Свойство). Кант под вещью-в-себе понимает только принадлежащее внешнему миру и считает, что для нас не существует др. предметов, кроме предметов, данных нашим чувствам; вещь-в-себе, ее объективная, нечувственная причина для нас совершенно непознаваема. В экзистенциализме предмет – это нечто противостоящее мне в переживании, выступающее из обыденности вещей (ибо это не под рукой, не подходит, препятствует и т. д.), сопротивляющееся, сущность чего обнаруживается благода ря-переживанию сопротивления. Философский энциклопедический словарь. 2010. ПРЕДМЕТ то же, что вещь, – отд. часть, единица существующего; все то, что может находиться в отношении или обладать к.-л. свойством. В метафизич. материализме понятие "П." отождествлялось с понятием "тело", поскольку протяженность или отождествлялась с материей (Декарт и его последователи), или рассматривалась как осн. атрибут материи (Гоббс, франц. материалисты 18 в.). Субъективный идеализм (Беркли, Мах) понимает под вещью совокупность ощущений, поэтому для него реальным является лишь один П. – сознание отд. человека. В объективном идеализме реальные П. рассматриваются как отражение идей, понятий. Ориентация на пространств. границы П. далеко не во всех случаях оказывается обоснованной. Напр., граница между совр. Грецией и Болгарией – пространственная, а между древней и совр. Грецией – временная; в одной и той же области пространства могут одновременно находиться разные П. (напр., поле тяготения и электромагнитное поле). Т.о., границы П. могут быть не только пространственными, но и временными или проходить по линии других св-в. Поэтому "...вещь есть совокупность многих свойств..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 41). П. могут быть материальными или идеальными (понятия, суждения и т.п.). Изменение П. есть явление или процесс. В свою очередь, каждое явление (процесс) можно рассматривать как П. в широком смысле, т.к. оно тоже есть совокупность мн. св-в. Диалектика любой П. рассматривает в изменении, т.е. как процесс (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302). П., занимающие определ. объем в пространстве, наз. телами, но многие П. не являются телами (физич. поля, элементарные частицы и т.д.). В качестве П. можно рассматривать св-ва и отношения (к-рые в этом случае наз. абстрактными П.). Любая совокупность П., объединенных нек-рым отношением, представляет собой новый П. с теми или иными св-вами. Категория П. имеет спец. способы обозначения в языке. В большинстве естеств. языков это существительные. В совр. логике П. обозначаются с помощью особых символов – предметных (индивидных) констант – обычно первые буквы лат. алфавита, и предметных переменных (х, у, z). ?. можно обозначить также с помощью указания на те отношения, к-рые он имеет к другим П. (напр., координатный язык), или через перечисление некоторых его свойств (дескрипция). Для отождествления П., если эти П. – тела, достаточно проследить совпадение их пространств. границ во все моменты времени. Но во мн. случаях такой подход неприменим: качеств. преобразования могут превратить один П. в другой даже в пределах тех же пространств. границ, не говоря уже о П., не имеющих пространств. границ. В таких случаях требуется определение совпадения качеств. границ П. В основу отождествления тогда можно положить несколько видоизмененный принцип Лейбница, согласно к-рому две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одному из них, принадлежит и другому; однако при этом речь должна идти не о всех св-вах, а только о тех, к-рые являются качеств. границами П. (напр., человек может перекрасить волосы, оставаясь тем же самым человеком). А. Уемов. Одесса. П. в логике – то же, что индивид, или объект (в логич. смысле); то, что может рассматриваться в качестве носителя с о б с т в е н н о г о (в широком, нелингвистич. значении) имени (в частности, описательного, см. Описания операторы), в качестве элемента множества, или класса [см. Класс(в л о г и к е)]; субъект предложения (или то, что обозначается субъектом предложения), имеющего субъектно-предикатную структуру [в предложениях естеств. языков – то, на что указывает подлежащее или дополнение; в формулах формализов. языков, включающих в себя предикатов исчисление, – терм (или значение терма)]. П. с т. зр. логики – это не только единичная чувственно воспринимаемая вещь, но и система каким-то образом связанных, взаимодействующих друг с другом вещей или явлений, рассматриваемая как нечто единое; П. являются и множества (классы) – в т.ч. и бесконечные множества, множества множеств и т.д., – но ставшие предметом рассмотрения как целые; вообще П. – это любые (индивидуальные, единичные, постоянные, фиксированные и т.п.) объекты, введенные в рассмотрение путем различных способов а б с т р а г и р о в а н и я (см. Абстракция, Принцип абстракции) и идеализации, – а б с т р а к т н ы е о б ъ е к т ы , идеализированные объекты. Осн. филос. проблематика, связанная с понятием П. в логике, относится именно к абстрактным объектам, – к вопросам о возможностях и критериях отождествления (и различения) предметов, порождающего (более) абстрактные П., о путях введения в науку абстрактных П. разл. категорий, о П. разл. уровней абстрактности и т.д. Эти вопросы тесно связаны с проблемами логической семантики, в частности с разработкой категорий лингвистич. (в широком, семиотич. смысле, см. Семиотика) объектов и созданием теорий их значения. См. также А=А, область предметов, абстракция отождествления, тождество, тождества проблемы. Б. Бирюков. Москва. В совр. филос. и логич. лит-ре под П. нередко понимают объект, поскольку он включен в человеч. деятельность. В этом смысле П. включает те св-ва и характеристики объекта, на к-рые направлена деятельность или к-рые используются в деятельности в качестве ее средства. Отсюда характеристика всякой деятельности как предметной, независимо от того, какова форма осваиваемого или используемого в ней П. (см. Практика). В совр. логике и методологии науки особо выделяется понятие П. и с с л е д о в а н и я, к-рое противопоставляется понятию объекта исследования. Под П. исследования обычно понимается та сторона объекта, к-рая рассматривается в данном исследовании. Иногда П. исследования трактуют и более широко, включая в него также эмпирич. область исследования, исследовательские средства и процедуры, а также задачу исследования (см., напр., Г. П. Щедровицкий, Проблемы методологии системного исследования, М., 1964). При таком разграничении оказывается, что один и тот же объект может быть П. ряда различных исследований (напр., исследование знаковых систем в логике; лингвистике, психологии и социологии). Тогда возникает особая проблема синтеза этих разных П. при построении единой теории объекта (применительно к знаковым системам эту проблему пытается решить семиотика). Спец. логич. средства такого синтеза в наст, время практически отсутствуют и их создание является одной из гл. задач в исследовании систем и структур. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Уемов А. И., Вещи, св-ва и отношения, М., 1963; Kaczorowski S., О teorii przedmiotow, "Studia Logica", 1960, t. 9. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ПРЕДМЕТ ПРЕДМЕТ — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи. В соответствии с материальной или идеальной природой объекта предмет может быть материальным (напр., живой организм, электромагнитное поле или Галактика) или идеальным (математическая формула, концептуальный образ). Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Синтез различных предметов с целью построения единой теории объекта требует системного подхода и нередко ведет к созданию новой научной дисциплины. Противопоставление предмета (Gegenstand) объекту (Objekt) впервые предложил в 1904 австрийский философ Р. Амезедер; А. Мейнонг связал это различение с теорией интенциональности Ф. Брентано и построил свою “теорию объектов” (Gegenstandstheorie), в которой трактовал предмет как акт данности объекта в переживании. Подобное понимание стало исходным для феноменологии Гуссерля, который, однако, поставил во главу угла уже не сами предметы, но “интендирующее” их сознание. В общепюсеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с т. зр. данного исследования) свойства и признаки. В логике под предметом (индивидуумом) понимается элемент некоторого класса, а также субъект в его соотнесенности с предикатом. Лит.; Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961 ; Смирнов Г. А. К. определению целостности идеального объекта.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник 1977. M., 1977; Косарева Л. M. Предмет науки. Социально-философский аспект проблемы. М., 1977; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. Б. А. Старостин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|