Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 “ЭМИЛЬ”



“ЭМИЛЬ”


“ЭМИЛЬ”
    “ЭМИЛЬ” (Ende ou de l'йducation) — воспитательный роман Ж.-Ж. Руссо, заложивший основы новой педагогики. Сразу же после выхода в свет в 1762 роман был запрещен парижским парламентом и осужден на сожжение из-за содержавшейся в нем проповеди естественной религии и равенства всех людей. Исходя из природного равенства людей, Руссо рекомендует учитывать в процессе воспитания только возрастные и индивидуальные особенности ребенка. От воспитателя требуется быть строгим, но не суровым и не убивать в своих воспитанниках способностей радоваться, смеяться, играть. Руссо выделяет четыре возрастных этапа, в соответствии с особенностями которых должно вестись воспитание; до 2 лет — физическое воспитание, от 2 до 12 лет — воспитание чувств, от 12 до 15 — умственное и от 15 до 18 — нравственное воспитание, Верный своей критике цивилизации, Руссо настаивает на воспитании ребенка в непосредственной близости к природе, не затронутой промышленностью и цивилизацией. Занимаясь легким земледельческим трудом и осваивая при этом некоторые важные принципы общежития (в т. ч. принцип частной собственности), ребенок получает не слишком серьезное и не слишком глубокое образование. Из книг, кроме Библии, воспитатель позволяет воспитаннику Эмилю читать только “Робинзона Крузо”, т. к. именно в этой книге описана наиболее близкая природе жизнь человека. Воспитание и образование (Руссо не проводит между ними различия) должны осуществляться в процессе игры и сочетаться с обучением ремеслу: для Эмиля “игры суп” его занятия, и он не чувствует разницы между этим” (Педагогические соч., т. 1. М., 1981, с. 183). Руссо развивает здесь свои представления о браке (высказанные ранее в романе “Новая Элоиза”): брак должен основываться не на страстной любви, а на сердечной привязанности, дружбе, доверии. Жена не должна быть ни слишком красивой, ни слишком образованной; достаточно, если она будет обладать природным умом и привлекательностью, от нее требуется — понимать мужа, уметь вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Таков идеал Руссо, который во многом совпадает с позднейшим идеалом Л. Н. Толстого. Перед женитьбой Эмиль вместе с воспитателем некоторое время путешествует по разным странам Европы, знакомясь с политическими нравами и хозяйственными обычаями народов. Понимание принципов общественного договора — непременное условие завершения воспитания. В 4-й части “Эмиля” — “Исповедании веры савойского викария” — Руссо выступает против официальной католической религии и ее догматов, проповедуя идеи естественной религии, для которой достаточно лишь признания высшего разумного существа, творца всего существующего, воздаяния в загробной жизни и соблюдения принципов общественного договора вместе с законами государства. Руссо говорит о существовании наряду с “голосом тела” — физиологическими потребностями также и “голоса души” — совести, которая коренится в свободе воли, делающей человека ответственным за свои поступки: “Нравственное зло, бесспорно, есть дело наших рук... Человек! Не ищи иного виновника зла, кроме того, которое ты совершаешь или терпишь... и то, и другое приходит к тебе от тебя же самого” (там же, с. 334—335); “если благо и в самом деле есть благо, то оно должно быть таковым и в глубинах наших сердец, как и в наших делах, и первой наградой за справедливость является сознание того, что делаешь ее” (там же, с. 342). Влияние “Эмиля” чувствуется в романе Гёте “Годы учения Вильгельма Мейстера”, им до конца своих дней восхищался Л. Н. Толстой. Идеи Руссо о соединении воспитания с игрой и полезным трудом сыграли большую роль в дальнейшем развитии педагогики (И. Песталоцци, Р. Оуэн и др).
    Рус. переводы: Н. Страхова (“Емильи София...”, 1779), И. Виноградова (“Емилий и Софья”, 1799—1800), ?. Дельсталь (первый полный пер., ч. 1—4,1807), П. Первова (1896,1911).
    Т.Б.Длугач

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 728
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • АРГОНАВТЫ 02 ЯСОН РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • Авторитетное воспитание детей
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ
  • ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
  • ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ
  • ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
  • Воспитание родителей (parent education)
  • Воспитание, воспитывать
  • ГЕРАКЛ 01 РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • ДИОНИС 2 РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РУССО
  • РУССО
  • РУССО
  • РУССО
  • РУССО Алеку
  • РУССО Жан Жак
  • Руссо (Rousseau) Жан Жак
  • Руссо (Rousseau) Жан Жак
  • Стили воспитания детей
  • ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
  • ТЕСЕЙ 2 РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • воспитание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь