Воспитание, воспитывать


Воспитание, воспитывать
ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Евр. слово ясар, имеющее значение "воспитывать", можно перевести и как "наказывать" и "учить" (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую - Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает "воспитывать (ребенка)", "руководить, "наставлять", "наказывать".
I. БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ
Первейшее назначение Библии - В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и слу-жил Ему. Это относится как к отдельному че-ловеку, так и к народу Божьему в целом:
1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Ис 54:5 и след.; Иер 31:3; Плач 3:31 и след.; Ос 11:1 и след.). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Ис 63:16; Еф 3:14 и след.) и подтверждено через Иисуса Христа (Ин 20:17; Гал 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (Евр 12:6 и след.). Но "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс 102:13; ср. Ис 49:15; 66:13);
2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем:
а) обращение грешников: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся". (Откр 3:19; ср. Пс 31:4 и след.; Плач 3:40 и след.; 1Кор 11:32);
б) испытание (1Пет 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым "мирный плод праведности" (Евр 12:11; ср. Рим 5:3 и след.);
в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоят-вах спасение всецело зависит от Бога (2Кор 1:8-10). Нам предстоит стать "подобными образу" Иисуса (Рим 8:29; 2Кор 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2Кор 4:11). см. Человек является образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем "изображается" Христос (Гал 2:20; 4:19);
3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2Кор 6:9; 11:23 и след.). Поскольку Бог воспитывает нас "во Христе", то пути Его носят знак креста (2Кор 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (Евр 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь - каждый день и каждый поступок (Пс 138:16; Еф 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, к-рые мы не в силах были бы вынести (1Кор 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (Мф 6:32), и содействует нам "ко благу"; ничто не отлучит нас от любви Божьей (Рим 8:28,35 и след.). Божья любовь дает нам уверенность в том, что "начавший" в нас "доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Флп 1:6).
II. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1) ВОСПИТАТЕЛЬ - СОРАБОТНИК БОГА.
Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: "...И вы, отцы... детей ва-ших... воспитывайте... в учении и наставлении Господнем" (Еф 6:4; ср. Втор 6:6 и след.). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что "учение и наставление" должно совершаться "по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог". Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, к-рая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притч 13:24; 29:15). При этом, как указано в Еф 6:4, отцы не должны "раздражать детей" своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (Тит 2:12; Евр 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притч 19:18 и след.; Кол 3:21);
2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ
состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (Ин 13:15; 2Кор 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Пс 126:3; Притч 1:8; 17:6). Бог Сам печется о них (Мф 18:6,10) и призывает родителей к ответу (1Цар 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притч 22:6);
3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ.
Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (см. Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Мал 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почитают родителей и проявляют послушание им (Лев 19:2 и след.). "Дети, будьте послушны ро-дителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу" (Кол 3:20; ср. Еф 6:1 и след.). Но поскольку "дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога" (М.Лютер), то во-спитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. см. Дети, сыновья, младенцы, чада.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Просмотров: 1014
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Авторитетное воспитание детей
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • Атри, Сыновья его
  • бог как источник и гарант познания
  • Бог Слово
  • Воспитание родителей (parent education)
  • Дети Бога (Семья, Семья Любви)
  • Дети как свидетели
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Животные, воспитываемые как дети (animals raised as humans)
  • знание-как и знание-что
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • След
  • СЛЕД
  • СЛЕД МНЕСИЧЕСКИЙ
  • След памяти
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь