“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”


“ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
    “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ” — программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970-х гг. в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США) под руководством Метью Липмана; среди разработчиков — Э. Шарп, Ф. Асканян, Г. Метьюс, Р. Рид, М. Причард. С 1980-х гг. используется на практике во многих культурных регионах мира. Международный организационный орган программы — “The International Council for Philosophical Inquiry with Children” (ICPIC), теоретический орган — издающийся с 1979 журнал “Thinking”.
    В отличие от других школьных программ по философии “Философия для детей” рассчитана на весь период пребывания ребенка в школе, т. е. с 1-го по 11-й класс (имеется материал и для детских садов) и нацелена на систематическое обучение с помощью философии навыкам разумного рассуждения — самостоятельного, доказательного, контекстуального, критического — с тем, чтобы подготовить интеллект к усвоению нового знания и воспитать морально и социально ответственную личность. Вместо традиционной информационной модели (сообщения о персоналиях, направлениях, дисциплинах и т. п.) в ней используется проблемно-деятельностный метод трансляции знания, т. е. обучение философствованию в процессе обсуждения философских проблем, сформулированных в истории рационалистической мысли. При этом “высокое” содержание философии адаптировано к возрастным возможностям детей и привязано к знаниям и навыкам, получаемым ими в школе. Обычные учебники и хрестоматии заменены особого рода текстами — философско нагруженными художественными повестями для детей, в которых главными персонажами являются школьники и сюжет строится на обычных (не сказочных) и близких жизненному опыту учащихся школьно-семейных событиях. Последние служат отправной точкой для философского разговора в классе и подсказкой возможных его поворотов, а рассуждения героев — моделью обнаружения в повседневной жизни философских проблем. Повести сопровождены обширными пособиями для учителей, дающими возможность вести многоплановый диалог в классе. Главная педагогическая новация и ключевое понятие программы — “сообщество исследователей” (community of inquiry), в качестве которого выступает обычный школьный класс, коллективно ищущий истину методом “сократического диалога” и дискуссий. Цель исследовательского поиска — превращение неопределенной ситуации в определенную, его этапы — анализ контекста ситуации, формулировка относящихся к нему философских проблем, конструирование гипотез, обсуждение критериев доказательности выдвигаемых суждений, выработка “хорошего суждения”. По идее разработчиков, школьное сообщество исследовате* лей, помогающее вырабатывать как когнитивные, так и этико-социальные навыки, должно стать главной социальной ячейкой, в которой происходит становление граждан демократического общества.
    Разработчики исходят из того, что вопрошающий характер философии, допущение в ней поливариантных ответов, наличие когнитивных, этических и эстетических инструментов, позволяющих в ее рамках обсуждать широкий спектр волнующих детей вопросов, делают ее уникальной дисциплиной для развития рассуждающей способности и рефлексивно-критического выбора мировоззренческой позиции. Практика программы “Философия для детей”, считают они, свидетельствует о том, что философия может и должна стать парадигмой школьного обучения.
    Программа “Философия для детей”, поддержанная ЮНЕСКО и другими международными образовательными организациями, оказала большое влияние на теорию и практику преподавания философии в школе во многих странах. Ее воздействие сказалось и на высшем образовании, в частности в связи с введением во многих университетах и колледжах курсов по “критическому мышлению” и с дискуссиями о теоретикометодологических возможностях различных дисциплин по развитию рефлексивных способностей студентов.
    Лит.: Юлина Н. С. Педагогическая стратегия философии для детей.— В кн.: Философия для детей. М., 1996, с. 3-89; Philosophy for Children, ?. 1—7. Upper Montclair N.J., 1973—78; Growing up with Philosophy, ed. by М. Lipman, A. Sharp. Phil., 1978; Lipman М., Sharp A., scanyanF. Philosophy in the Classroom. Phil., 1980; Lipman M. Philosophy Goes to School. Phil., 1988; Lipman M. Thinking ? Education. Cambr., 1991; Studies in Philosophy for Children: Harry Stottlemeier's Discovery, ed. by A. Sharp and R. Reed. Phil., 1992; Matthews G. Philosophy of Childhood. Cambr., 1996; Lipman М. Natasha. Montclair, 1996.
    ?. С. Юлина

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 3079
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Авторитетное воспитание детей
  • Госпитализм у детей
  • Дефицит внимания у гиперактивных детей (ДВГ)
  • Игровая Терапия Аутических Детей
  • Капризы Детей
  • Крестовый поход детей
  • Метод Приемных Детей
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке (educational mainstreaming)
  • Оценка нуждаемости детей в психотерапии (assessing children for psychotherapy)
  • Психоз у детей атипичный
  • Психостимуляторы в лечении детей (psychostimulant treatment for children)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
  • Реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста
  • Ролевая Игра Детей
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • Стили воспитания детей
  • Страхи детей (children's fears)
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Фрустрация У Детей
  • аффективные нарушения детей
  • игровая терапия аутических детей
  • капризы детей
  • метод детей приемных
  • метод приемных детей
  • приемных детей метод
  • развитие детей возрастное
  • развитие детей двигательное
  • ролевая игра детей
  • фрустрация у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь