|
“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Лосев)“ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Лосев) “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” — одна из ранних работ А. Ф. Лосева, входящая в т. н. “восьмикнижие”. Впервые издана в 1927 (M., издание автора). Переиздание в кн.: Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М-, 1993. Структура работы (“Вступительное замечание”; гл. 1. “До-предметная структура имени”; гл. 2. “Предметная структура имени”; гл. 3. “Предметная и допредметная структура имени”; гл. 4. “Имя и знание”) непосредственным образом связана со специфическим истолкованием онтологии языка, которой посвящена книга. “Философия имени” основана на изначальном допущении принципиальной возможности подобия Бога и мира. Феноменологическая редукция особого рода, примененная к слову, позволяет трактовать Космос как своего рода “лестницу именитства”. Последовательно отвлекаясь от фонетических, морфологических, этимологических, синтагматических, пойематических и пр. “слоев” слова — от того, что составляло предмет традиционной лингвистики, философ фиксирует свое внимание на единственно, с его точки зрения, значимом аспекте слова — ноэматическом, области чистого значения. Именно на этом уровне становится очевидной предметная сущность слова. Ноэма есть “свет смысла, освещающий, т. е. осмысливающий, звуки и от значения звуков как таковых совершенно отличный” (с. 644). Ноэма фиксируется как “вне-субъективная и вне-индивидуальная стихия понимания” (там же, с. 645), возникающая при взаимоопределении предметной сущности и инобытия. По мысли Лосева, сущее и инобытие взаимоопределяют друг друга в образе, который возникает в результате меонального “окружения” смысла, оформления его, следовательно, сущность (так же, как и меон) может существовать не только “в себе”, но и “в модусе определенного осмысления, в модусе явленной, выраженной сущности” (с. 654). Эту последнюю Лосев называет энергемой. Через понятие энергемы становится возможным конструирование зафиксированного в имени, иерархически организованного мироздания. Момент взаимодействия сущего с меоном и осмысления его понимается как энергия его предметной сущности, в которой и задан смысл всей иерархии. Основная онтологическая модель, выдвигаемая Лосевым, — это Троица, выраженная в факте — Софии и явленная в Символе — Имени. Манифестации имени, взятые в двуединстве с некоей умной материей, образуют Первозданную сущность как совокупность умных сил, как метаоснову наличного бытия. А. И. Резниченко Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|