ЛОСЕВ Алексей Федорович


ЛОСЕВ Алексей Федорович
(1893—1988) — философ, историк античной философии и эстетики. Получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского ун-та. С 1919 — проф. классической филологии Нижегородского ун-та, член Психологического общества при Московском ун-те, Религиозно-философского общества памяти B.C. Соловьева, Философского кружка им. ГА. Лопатина, Вольной академии духовной культуры. С 1922 по 1929 читал курс лекций по эстетике в Московской консерватории.
Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого интереса к филос. учению Платона, сквозь призму которого воспринимались самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; филос. взглядов Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, А. Бергсона, П. Наторпа, Э. Кассирера; физических теорий Х.А.Лоренца и А. Эйнштейна. В 1920—1930-х гг. выходит цикл монографий: «Античный космос и современная наука», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Собственное филос. учение Л. изложил в работе «Философия имени», которая была своеобразным синтезом феноменологии и платонизма. Филос. идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского «Парменида», Л. положил в основу преобразования феноменологии Э. Гуссерля, превратив ее в универсальную диалектику. «Философия имени» генетически была связана со спорами об имеславии нач. 20 в.; система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы «имени», или «слова». Для Л. все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Л., совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т.к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.
В 1930 появился ряд публикаций с критикой работы Л. «Диалектика мифа» (Л.М. Каганович, М. Горький и др.) и характеристикой мыслителя как классового врага, мракобеса, реакционера, черносотенца и монархиста. Последовавшие «оргвыводы» привели к аресту Л. и «трудовому перевоспитанию» на Беломорканале до 1933, после освобождения работа была связана с преподаванием в качестве проф. филологии. С нач. 1950-х гг. начался новый период филос. творчества: было опубликовано около 400 научных работ (в т.ч. 30 монографий). Наиболее выдающиеся из них: восьмитомная «История античной эстетики», «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Владимир Соловьев и его время».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ЛОСЕВ Алексей Федорович
(род. 23 сект. 1893, Новочеркасск – ум. 24 мая 1988, Москва)
рус. философ и филолог. Окончил классическую гимназию и Московский ун-т, посещал Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева, где познакомился с крупнейшими рус. философами Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским. Задумал, но не осуществил серию трудов по рус. религиозной философии, когда в 1922 были закрыты все философские общества, а 200 наиболее известных философов высланы за границу. Оставшись в России, подвергался преследованиям, аресту (10 лет в сталинских лагерях), а затем был вынужден молчать около 25 лет, работая «в стол» и зарабатывая на жизнь переводами. Одно из главных произв. Лосева – «История античной эстетики» (тт. 1-7, 1963-1980), в которой он «открыл» рус. читателю античный мир от Гомера до Платона и от Платона до... Христа. Лосев совершенно по-новому представил «идеалиста» Платона. Оказалось, что его знаменитые «эйдосы» вовсе не идеи, а вполне зримые геометрические структуры. Пирамида – душа огня, сфера – душа воды, куб – душа земли. Для античного, дохристианского мира бестелесной реальности просто не существует. Весь мир телесен. Вот почему искусство Древней Греции и Древнего Рима – это прежде всего скульптура с ее протяженностью, телесностью, осязаемостью. Красота античного мира, по Лосеву, есть красота прозрения от слепого Гомера, прозревающего Олимп и слышащего богов, до зрячего Платона, видевшего за пределами телесного мира духовную реальность незримого. Другие труды, большинство которых увидело свет лишь в начале его деятельности, в конце жизни и после смерти, посвящены философии, античной мифологии, эстетике, музыке, литературе. Главные из них: «Античный космос и современная наука», 1927; «Философия имени», 1927; «Музыка как предмет логики», 1927; «Критика платонизма у Аристотеля», 1929; «Диалектика мифа», 1930; «Эстетика Возрождения», 1978; «Античная философия истории», 1977; «Типы античного мышления», 1988. Ряд книг посвящен Платону, Аристотелю, Диогену, Лаэрцию, Сократу, Плотину. Лосев являлся также переводчиком Плотина, Прокла, Николая Кузанского.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


Просмотров: 1246
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Булгаков)
  • “ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ” (Лосев)
  • ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Диалектика мифа
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • История как проблема логики
  • красота как методологический принцип познания
  • КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • Философия и зеркало природы
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
  • Философия логики
  • ФИЛОСОФИЯ МИФА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь