Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 ТАНЬ СЫТУН



ТАНЬ СЫТУН


ТАНЬ СЫТУН
    ТАНЬ СЫТУН (Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин — 28 сентября 1898, там же) — китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения кон. 19 в. Организатор “Южного общества просвещения”, руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный редактор газеты “Сянбао”. Участвовал в подготовке реформа* торами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен.
    Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды пер•. вых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь), Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, чтоего учение необходимо “преобразовать на современный лад”. Высоко оценивал учение Чжуан-цм. Из неоконфуцианских (см. Нтконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи к Хуан Цзунси (17 в.). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, “притеснению и обузданию народа”.
    Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего абстрактного “равного” (кит. пин дэн, санкср. сама — единство “тела Будды”), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство. “Равное”, по Тань Сытуну, “не рождается и не умирает”, но одновременно “и рождается, и умирает”, это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира “может стать духовным”. Более зримым и реальным воплощением “равного” является духовное “объединяющее” (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное “гуманное” (жэнь). Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как “единство я и не-я”, “единство я с мировым телом”. “Средством объединяющего”, условием всеобщего единства служит единая субстанция — итай (эфир). Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну восхождением к “равному”, тождеством духовности — вплоть до того, что “все живое, в т. ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой”.
    Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894—95). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских моральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, технического перевооружения и изменения схоластической экзаменационной системы (кэ цзюй). Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал оказал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 в.
    Соч.: Тань Сытун цюаньцзи (Поли. собр. соч.), т. 1—2. Пекин, 1981; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; An Exposition of Benevolence: The “Jenhsuen of T'an Ssu-t'ung” (transi, by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980, Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна.— В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987; Ян Чжэнвянь. Тань Сытун. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Тань Сытун сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Тань Сытуна). Шанхай, 1958.
    Е. Ю. Стабурова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 864
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Дуальное Единство
  • ЕДИНСТВО
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
  • ЕДИНСТВО НАУКИ
  • ЕДИНСТВО, единица
  • Единство
  • Единство физической картины мира
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ИДЕЙНОЕ ЕДИНСТВО
  • ТАНЬ СЫ-ТУН
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • дуальное единство
  • единство
  • единство дуальное
  • единство и борьба противоположностей
  • единство науки
  • единство ценностно-ориентационное
  • коллектив: единство предметно-ценностное
  • предметно-ценностное единство коллектива
  • сыма тань
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуан-ди учение
  • хуань тань
  • ценностно-ориентационное единство
  • цин тань



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь