|
единство и борьба противоположностейединство и борьба противоположностей ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. — В марксистской философии — источник, движущая сила развития в природе, обществе и мышлении. Закон Е. и б. п. В.И. Ленин называл сутью, ядром диалектики. Ключевым в формулировке этого закона является понятие противоположности. Оно заимствовано из логики, где различают контрадикторные и контрарные противоположности. Первые возникают в результате дихотомического деления класса объектов по наличию и отсутствию признака А на подклассы А и не-А (напр., углов — на острые и неострые). Тот элемент подкласса не-А, который обладает максимальным и завершенным отличием от элементов подкласса А, называют контрарным по отношению к ним. Напр., тупой угол является контрарно противоположным острому. Каждый эмпирический объект представляет собой единство контрадикторных противоположностей, А и не-А. На этом основании эмпирические объекты называют смешанными. Через всю историю человечества проходит мечта разделить противоположности, выделить нужную в чистом виде. Первоначально эта мечта реализовывалась в воображении, напр. в мифологических образах ада и рая, Бога и Сатаны и т.д. Параллельно шло и практическое разделение противоположностей. Именно благодаря этому появились сначала бронзовые, а затем железные изделия. Вершина же этого процесса на сегодня — компьютеры, работоспособность которых целиком зависит от нашего умения выделять в чистом виде полупроводники. Противоположности, образующие смешанные объекты, находятся между собой в одном из трех отношений. В геологической породе, состоящей из химически нейтральных металлов и неметаллов, они просто сосуществуют. А вот индивиды противоположного пола, входящие в биологическую популяцию, обеспечивают ее развитие. В этом случае говорят о единстве противоположностей. Борьба же противоположностей — это такое их взаимодействие, в котором существование или развитие одной из них достигается за счет уничтожения или ограничения другой. Противоположности называют тождественными. Обычно под этим имеется в виду их сходство по родовому признаку: металл и неметалл тождественны как химические элементы, эксплуататоры и эксплуатируемые — как люди и т.д. Так понимаемое тождество противоположностей объясняет не только борьбу между ними, но и их переход друг в друга. Напр., чтобы атом металла алюминия превратить в атом неметалла кремния, достаточно включить в его ядро один протон. Просто различные объекты, напр. цвет и звук, не могут ни превращаться друг в друга, ни «бороться» между собой. В знаменитом «тезисе Гегеля» тождество противоположностей понимается в буквальном, платоновском смысле: А и не-А — это один и тот же объект, взятый в то же время и в том же отношении: речка движется и не движется, капитал возникает и не возникает в обращении и т.д. Противоположности, тождественные в смысле тезиса Гегеля, не могут находиться ни в единстве, ни в борьбе: и то и другое возможно лишь между нумерически различными, нетождественными объектами. Довольно трудно понять, что имеют в виду, когда говорят, что борьба противоположностей — это источник развития того объекта, который они образуют. Рассмотрим этот тезис на хрестоматийном примере — на внутривидовой борьбе между мутировавшими особями и особями со старым генофондом. Такая борьба не является мутагенным фактором. Она не порождает новый биологический признак, а лишь испытывает его на жизнеспособность. Этот пример можно обобщить: борьба противоположностей не порождает новый признак того объекта, в котором происходит, а лишь испытывает его на жизнеспособность. Этим исчерпывается ее роль в развитии. Г.Д. Левин Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|