СМЕХ


СМЕХ
    СМЕХ — культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая работа ума приобретает вид особой радостной эмоции, выражающей специфическое удовлетворение по поводу разрешения противоречия, казавшегося на первый взгляд неразрешимым. Смех — двойствен. Однако обе его формы — низшая и высшая идут от одного и того же корня, сохраняя при этом единство внешнего мимического выражения: это “витальный смех”, или “смех тела”, выражающий радость и энтузиазм здорового, растущего и наслаждающегося тела, и — “смех ума”, т. е. собственно человеческий или “комический” смех. Одной из границ, разделяющих обе формы смеха, выступает их ориентация в рамках культуры и эмоционально-ценностной организации личности. Антитезой витального смеха выступает плач, антитезой смеха комического — стыд. В этом отношении смех и стыд образуют смысловую пару, оказывающуюся на пересечении грех основных координат человеческого мироощущения: интеллекта, чувственности и нравственности. Исторически обе формы сосуществуют в культуре и повседневной жизни людей. Смешиваясь друг с другом, они образуют сферу так называемой “смеховой культуры” (М. Бахтин), представляющей собой много лихое целое, всякий раз соотнесенное с конкретными типами культур и индивидуальных психологии. Среди исторически “зафиксированных” видов выделяются смех “гомерический” (Языческий, тотально-неудержимый), “сардонический” (исходно — ритуально-убийственный, затем — злобный, уничтожающий), “циничный” или “кинический” (обнажающе-низ• водящий), “саркастический” (язвительный), “иронический” (подменяющий сущность, предполагающий иное, нежели говорится), “раблезианский” (разгульный, жизнеутверждающий), “пасхальный”, “святочный” и др. Сообразно мере наличествующей в смехе агрессивности и эстетической отстраненности, может быть описана и система смеховых жанров. Смех всегда привлекал к себе внимание философской мысли. Со времен Аристотеля он рассматривается как сущностная черта человека. Аристотель писал о способности человека говорить (мыслить) и смеяться. У Ноткера — средневекового теологического писателя, все три элемента сходятся в единой дефиниции: “Homo est animal rationale, mortale, risus capax” ("Человек есть существо разумное, смертное, способное смеяться”). Двойственность смеха при единстве его выражения содержала в себе мощное диалектическое противоречие, требовавшее своего осмысления. Отправной точкой здесь чаще всего служило явное или предполагаемое несоответствие между положительным характером смеха, как эмоции, и “меры” з.';а (Аристотель), которая содержится в осмеиваемой вещи. Согласно И. Канту, смех представляет собой аффект, явившийся следствием превращения некоторого напряженного ожидания в ничто. А. Шопенгауэр рассматривал смех как итог обнаружения несоответствия между нашим представлением о мире и его действительным состоянием. Ф. Ницше считал смех силой, способной дать человеку свободу А. Бергсон видел в качестве источника смеха “автоматизм” или косность, которые человек усматривает в различных моментах жизни. Согласно 3. Фрейду, чувство смешного возникает в итоге преодоления тех барьеров (внутренних “цензоров”), которые культура возвела в психике индивида. Смеясь, человек выражает удовольствие от быстрой разрядки внутреннего напряжения, которое было порождено напором психической энергии и сдерживавших ее барьеров. В “натуралистическом” ключе строит свою концепцию этолог К. Лоренц. Он полагает, что смех связан с агрессией и является человеческим вариантом так называемых “ритуальных приветствий” — форм поведения, смягчающих исходную природную агрессивность (ранее сходную точку зрения высказал Л. Нуаре). А. Кестлер рассматривает смех как продукт “бисоциации”, т. е. столкновения двух разнонаправленных психо-рациональных интенций. В 20 в. тема смеха стала также предметом философских размышлений Г. К. Честертона, И. Хейзинги, X. Плесснера, М. Истмена, М. Гротжана, Ж. Батая, Ж. Делеза, У. Эко и др. В последние годы смех становится предметом широких интердисциплинарных исследований, среди которых выделяются когнитивный подход М. Минского, семантическая теория смеха В. Раскина, архитектоническая концепция В. Фрая, анализ внутреннего механизма юмора П. Деркса, этнолингвистические исследования смеха и юмора К. Девиса и др. В России смех стал предметом анализа М. Бахтина (концепция “карнавала” и “амбивалентного” смеха), О. Фрейденберг (космогонический смысл и метафоры смеха), В. Проппа (ритуальный смех в фольклоре и общая концепция комического), С. Аверинцева, Д. Лихачева (античный и русский смех) и др. В настоящее время изучением смеха занимаются два крупных международных научных общества. Во Франции — Association francaise pour le developpement des Recherches sur le Comique, le Rire et l'Humour (Ассоциация по исследованию комизма, смеха и юмора). В США — International Society for Humor Studies (Международное общество по изучению юмора). Обе организации проводят ежегодные конгрессы и коллоквиумы, публикуя результаты своих исследований в журналах “Humoresque” (Paris) и “Humor” (N. ?—Berlin). ? Париже на базе Университета “Париж-МП” также издаются регулярные выпуски “Исследовательских тетрадей” (Cahiers de Recherche), посвященные изучению различных аспектов смеха и юмора. Соч.: Кант ff. Критика способности суждения.— Собр. соч. в 6 т., т. 5; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.— Собр. соч. в 4 т. М1900—1904, т. 1; Бергсон А. Смех.— В кн.: Французская философия и эстетика XX века. М., 1995; ФрейдЗ. Остроумие и его отношение к бессознательному М., 1925; Бахтин М. А. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о царевне-Несмеяне).— Он же. Фольклор и действительность. М., 1976; Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 9)7;ЛихачевД. С; ПанченкоА. М., Понырко И. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984; ГуревичА. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; КарасевЛ. В, Философия смеха. М-, 1996; Reinach S• Le rire rituel.— Idem. Cultes, muthes et religions, vol. 4. P., 1908; Noire L. Ursprung der Sprache. Mainz, 1877; Eastmen M. Enjoiment of Laughter. N. Y., 1936; PlessiwH. Lachen und Wienen. Bern, 1950; KoestlerA. The Act of Creation. N. Y, 1964; Grotjahn M. Beyond Laugher. Humor and Subconscious. N. Y, 1966; LorentC. On Agression. N. Y, 1966; Raskin V. Semantic Mechanism of Humor. Dordrecht, 1985; Fry W. Humour and Chaos.— “Humor. International Journal of Humor Research”, 1992, vol. 5—3; DaviesS. Ethnic Humor Around the World: A Comparative Analysis. Bloomington, 1990.
    Л. В. Карасев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    бугага, бугога, гелазм, глум, гогот, гоготанье, гомерический хохот, забава, игра, игрушка, прун напал, пырсканье, развлечение, регот, ржание, ржач, смехота, смехотища, смешинка, смешок, три "ха-ха", улыбка, умора, усмешка, фырканье, хиханьки да хаханьки, хиханьки-хаханьки, хихикание, хихиканье, хохот, хохотанье, хохотня, шутка


Антонимы:
  • плач
  • ,
  • слезы


Просмотров: 904
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Животные как модели (animal models)
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • Как делать вещи при помощи слов
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Насильственный смех
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Смех
  • СМЕХ
  • Смех
  • Смех сардонический
  • Судорожный смех
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Формы Жизни
  • формы жизни
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • чувство юмора
  • Чувство юмора (humor)
  • Юмора расстройства
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь